Самые МЛАДШИЕ ученики обсуждали очень интересную зимнюю тему: оттенки белого!
В первом задании необходимо было намешать с разными цветами как можно больше оттенков, не уходя при этом в цвет. Говорили о том, что живопись - вещь тонкая, там всё на чуть-чуть... И это "чуть-чуть" нужно научиться чувствовать.
Поднимали такие важные основополагающие понятия в живописи, как тон и тепло-холодность. Сравнивали по этим критериям наши оттенки белого.
Во втором задании смотрели примеры зимних пейзажей в картинах русских художников: Саврасова и Левитана.
Сделали свободную копию одной из картин.
Говорили о том, что главное в пейзаже. Сравнивали тон неба и замли (ведь зимой они такие близкие, и надо понять разницу, иначе получится "каша"). Сравнивали цвет снега на свету и в тенях; тон снега и неба у горизонта.
На следующем уроке была тема "Натюрморт". Для начала мы вспоминали жанры живописи (помните весёлую песенку из мультика "Пластилиновая ворона"?! Вот мы вспомнили и разобрались!)
Потом мы говорили о форме. Думали, как из круга сделать шар. Искали тень и блик на апельсинах, падающую и собственную тени. Ребята по-младше рисовали апельсины с натуры, а ученики по-старше рисовали свободную копию с картины Сезанна.
На уроках керамики ребята изучали форму вазы и сами делали их. Так же доделывали начатые ранее работы.
На уроках живописи со СРЕДНЕЙ группой закончили свои натюрморты и начали новый - блюдо с фруктами. Теперь все работы мы начинаем с эскизов, где разбираем основные задачи постановки: композиция в листе, тональные и основные цветовые отношения, масштаб предметов, основные ритмы.
СТАРШАЯ группа тоже закончила писать натюрморт. Мы разобрали все достижения и ошибки и перешли на новый натюрморт, который выполняем по рисунку. Обязательно эскиз и снова пробиваем стену правильного изображения предметов, их построения в пространстве. Стена эта, впрочем, не очень толстая. Здесь важно лишь одно - усердие учеников. Нельзя выполнять рисунок "спустя рукава". Нужно до конца выполнять каждый из этапов, как в решении примеров по математике. Плюс много практики, и натюрморты у ваших ног, дорогие ученики! Всё сложное начинается с простого, и мы об этом постоянно говорим на уроках: необходимо усвоить самые простые вещи, основу, "таблицу умножения" живописи и рисунка, и тогда мы пойдём вперёд, нанизывая на эту основу новые, более сложные понятия и умения.
Всё получится!!!
В перерыве, за чашкой чая, посмотрели с ребятами альбом Зинаиды Серебряковой. Рассматривали ее гуашевые пейзажи (эта техника понятнее ребятам, ведь они тоже пишут гуашью), смотрели портреты её детей. Но основная тема неожиданно оказалась другой... У Серебряковой есть известная "банная" серия. Не было цели обсуждать тему изображения обнажённой натуры, но тема возникла сама и нам необходимо было тут "договориться о терминах". Итак.
Любой человек, сталкивающийся с изучением мирового изобразительного искусства, пусть в теории (история искусств), пусть на практике (художники) никуда не денется от "обнажёнки".
Желание правильно изображать человека абсолютно естественно, ведь человек, будучи венцом творения, самый сложный и интересный объект для изучения и рисования. Поэтому Пушкинский музей наполнен копиями античных статуй обнажённых юношей и девушек. И они - классика пропорций человека, изученных и изображённых для нас ещё 3-4 тысячи лет назад. По ним по сей день изучается рисование и построение фигуры человека. Что касается живописи - отношения оттенков кожи в разной цветовой среде - так же, самая сложная и интересная живописная задача. От обнажённой натуры не деться ни в одном музее мира. Поэтому лучше сразу объяснить детям здоровое отношение к этому вопросу. Не позволять хихиканье, а научить видеть красоту. Так, как видели её древние греки, а им вторили художники Возрождения, а потом классицизма и прочих направлений в искусстве. Конечно, необходимо развитие вкуса!!! Потому что тема обнажённого человека в безвкусной картине становится пошлой и даже гнусной.
Развитие вкуса, ориентации в изобразительном искусстве, умение видеть и чувствовать прекрасное, понимать, как его изобразить - является первостепенной задачей нашей студии. Все уроки направлены на достижение этой цели.
Родителей просим в свою очередь быть с нами заодно - фильтровать зрительные впечатления детей, контролировать их, грамотно поясняя, где красиво, а где - нет. Телевизор в виде СМИ, гаджеты, некачественно сделанные книги, журналы, к сожалению, работают против нас. Только качественные фильмы и мультфильмы, хорошо изданные книги помогут создать необходимую среду детям, где вкус и понимание изобразительного искусства будут развиваться "сами собой". Зрительные образы - очень сильные!