Вифания

Семейная школа

при приходе храма св. прав. Иоанна Кронштадтского в Жулебино

Дистанционные летние уроки. Урок 1. "Пейзаж. Свободная копия картины З. Серебряковой"

Приступая к изучению пейзажа, нужно определить цель этой работы. Когда художник пишет пейзаж? Когда его восхищение миром Божиим ищет выхода. Проще говоря, художнику трудно молча созерцать красоту, не пытаясь ее нарисовать, пропустив таким образом, через себя. Иногда художники рисуют пассивно, постепенно это вообще входит в привычку: рассматривание натуры через сравнение оттенков, тональности, объяснения себе устно, почему сейчас именно такое состояние в природе. Если угодно, писать пейзаж - это благодарность Богу за данную нам красоту. 

У пейзажей есть и "бытовые" задачи. Научиться быстро видеть состояние природы, верно его оценивать, научиться "схватывать" на листе/холсте это состояние, тренировать руку на видении и умении брать оттенки - ведь в природе их бесконечное количество - так же тренировать глаз в умении строить композицию. Это все, вместе с работой в студии, мастерской дает неоценимый опыт любому художнику. А на дневном свету, которого на пленэре очень много, самое время "чистить глаз", учась составлять чистые, цветные, вкусные оттенки. 

Этим задачам мы с вами и посвятим наши уроки по освоению жанра пейзажа. 

Все вышесказанное, конечно, о рисовании plein-air, что в переводе с французского означает "открытый воздух", а значит, рисуем мы на воздухе, с натуры. Выдумывать пейзаж из головы можно... но для этого нужно, чтобы в голове были эти самые пейзажи, опыт общения с ними не только "пришел-увидел", но и пропустил через глаза-голову-кончики пальцев, держащих кисть. Этюды писали все художники, когда готовились к написанию больших полотен, которые по натурным этюдам писались уже в мастерских.

Итак.

Наше первое задание будет посвящено копии пейзажа. Цель этого задания проста: ввести учеников в курс дела. На примере большого художника попытаться понять, как строится пейзаж, как художник добивается "эффекта", как рисует воздушую перспективу, почему, наконец, у него так красиво получилось?!

В видео-уроке я рассматриваю три работы, написанные Зинаидой Серебряковой гуашью и акварелью. Мы будем работать в технике гуаши.

Речь идет об этюде, написанном Серебряковой в Царском Селе,

 

 

о пейзаже, написанном в имении семьи Серебряковой, Нескучном (этот пейзаж написан акварелью, но технически похож на гуашь, поэтому можно его копировать в гуаши)

 

 

и об этюде с названием "Жатва"

 

 

Свободная копия подразумевает не точное копирование всех деталей, а попытку проникнуть в замысел художника и в его художественную "кухню", состоящую из композиционных решений, оттенков, замесов краски на палитре, техники.

Внимание на экран:

 

Преподаватель художестаенной студии Марина Сиротина.