Вифания

Семейная школа

О Живописи в "Трилистнике"

Минувшая неделя в Школе малышей "Трилистник" была посвящена Живописи. 

Стихи про художников, тематические книжки и, конечно, картины! 

Известное стихотворение "Если видишь на картине..." мы разбили на три части по жанрам живописи и разучивали с ребятами, изучая картины прекрасных художников.

Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, -
Обязательно картина
Называется пейзаж!

С этими строками малышами показывали пейзажи Левитана (с рекой!), Шишкина (с елью), Сислея (с облаками), Кустодиева (с инеем), Куинджи... Детям предложили тоже нарисовать свой пейзаж. А картины оставили как образец. Конечно, всех очень впечатлила картина Архипа Куиджи с радугой и Ивана Шишкина с елью. Многие стали "копировать" их. Но у ребят получается очень свободная, очень творческая копия, и этим они особенно ценны. Так интересно наблюдать за их творческим полётом! 

В следующий раз мы вспомнили другой отрывок стихотворения, про натюрморт:

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу или торт,
Или все предметы сразу, -
Знай, что это натюрморт.

И тут нашими помощниками были натюрморты Хеды, Сурбарана, Петрова-Водкина. А ещё у детей был настоящий натюрморт, который нарисовав, они съели на завтрак! Малыши оказались в мастерской художника: Марина за мольбертом красками рисовала натюрморт с яблоками, а ребята устроились на полу перед натюрмортом и тоже его рисовали. Полностью сами!

Наконец, третья часть стихотворения про портрет:

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас, -
Или принц в плаще старинном,
Или в робе скалолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед, -
Обязательно картина
Называется портрет.

И снова нам помогли картины прекрасных художников: Веласкеса, Вермеера, Серова...

На этот раз мы делали портрет в технике аппликации. Ребята смотрели друг на друга, соображали, какие детали портрета необходимы, какого цвета волосы... Некоторые вспоминали мам и цвет их волос. Смотрите на фотографиях, что у нас получилось!

Интересное задание есть у наших малышей. Они учатся различать оттенки цветов, анализировать их. Это мы делаем с помощью набора различно окрашенных картонных полосок. К каждой нужно найти пару. А оттенков - и сложных - там множество. Глаз, как и ухо, как и речь развиваются не сразу, а требуют постоянных упражнений на различение оттенка, звука (речевого и музыкального). Так формируется богатство выразительных средств, которыми оперирует ребёнок.

В Упражнениях практичекой жизни мы с ребятами учимся отмерять, взвешивать, насыпать нужное количество продуктов. Учим названия кухонных предметов. Сито, венчик, кухонные весы полюбились всем без исключения! И теперь ребята с уверенностью могут сказать, для чего они нужны на кухне.

Приготовление пищи вместе с ребёнком способствует его когнитивному развитию. Помогая маме на кухне, малыш получает важные для жизни навыки, учится ответственности и самостоятельности.
Это восприятие, мышление, моторика: апельсин круглый, тесто упругое, изюм сладкий. Для маленького человечка крайне важно чувственное познание мира. И чем больше каналов восприятия задействовано, тем лучше. На кухне ребёнок видит множество предметов разных цветов и форм, слышит их названия и запоминает, какие они на ощупь и вкус. Это обогащает внутренний мир.