Прошла ещё одна неделя, на которой мы сделали очень много полезнейших дел!
1. Под внимательным руководством Рафаила Андреевича (мастера спорта, между прочим!) детки бегали, прыгали, кувыркались, растягивались, делали много-много спортивных упражнений. У Рафаила Андреевича всегда на занятии шум, гам, визг и море веселья. Но и дисциплина!
2. Много рисовали, клеили, вырезали.
* На цветные листы наклеивали разные цветные полоски так, чтобы получилась красивая разноцветная картинка в духе абстракционизма! Конечно, детям таких заумных слов никто не говорит. Но искусство, в котором основное - форма, цвет, линия, пятно, как нельзя лучше подходит малышам, ведь они объяснить не могут, что хотят нарисовать, а когда сами берут в руки карандаш и бумагу, то эту самую абстракцию и рисуют. Это, можно сказать, чистое искусство, чистая живопись или графика. Задача педагога здесь - просто подкидывать нужные материалы и придумывать соответствующие темы.
* Узнали, что такое ... спираль! Сначала дети угадывали, на что спираль похожа (варианты: леденец, лабиринт, пружина). Тренировались рисовать спиральки на бумаге и доске и угадывали, у кого что получилось. Потом украшали деревянных овечек, специально для нас вырезанных. А заодно восстановили в памяти, какой недавно был праздник, для кого был вертеп, кого пасли пастухи. Малыши на овечек клеили вату, а старшие рисовали спиральки-завитки.
* Сделали домики из картона, лоскутков и фетра! Дети обклеили свои заготовки тканью, потом выбирали цветной фетр, вырезали (тут взрослые помогали - фетр сложно режется) разной формы окошки и клеили, как хотели их на свои домики. Получилась очень веселая деревня!
* Снег на этой неделе нас порадовал. А наши уроки всегда тесно связаны с окружающим нас миром. На одном из уроков мы рисовли зимнее окно. Но сначала рассматривали макрофотографии снежинок. Обсуждали, как по-разному может идти снег. Так детки учатся внимательно наблюдать за природой, замечая детали. (Вот вы, например, обращали внимание, что снежинки на фоне домов и деревьев - белые, а на фоне неба - серые?! Или снежинки, которые к вам ближе - крупнее, а те, что дальше - мельче: всё по законам перспективы!)
На зимнем окне дети сначала нарисовали белым восковым мелком снежинки, потом покрасили всё окно сине-фиолетовой краской и снежинки волшебным образом проявились под ней! А потом наклеили раму и сосульки!
3. Много читали.
4. Каждый день, когда не было дождя, гуляли.
5. Ставили кукольный спектакль. После него дети рассказывали сказку сами - запомнили очень хорошо последовательность, кто за кем приходил в теремок. Потом мы попросили детей взять себе того сказочного героя,который больше всего понравился.
6. Проводили музыкальные занятия, где разобрали песенку "Раным рано поутру", повторяли названия и звучания нот. А на фолькоре делали ритмические упражнения и выучили новую песенку-потешку.
7. Учились писать и читать. Читать у всех уже получается лучше, уже не терпится складывать слова быстро, но приходится (иногда к большой досаде) удерживать себя в руках: читать, не угадывая конец слова (такой соблазн!), а внимательно прочитывая каждую буковку до самого конца словечка! Знаете, как сложно?! Особенно когда хочется показать, как ты уже быстро научится читать! Но нам это очень нужно, чтобы дальше в голове была сформирована правильная картинка слов, потому что именно так закладывается основа очень желаемой всеми интуитивной грамотности.
8. Много играли и в игре учились адекватно относиться к своим неудачам, развивая умение проигрывать и выносить из этого полезный урок. Практически каждый дошкольник в возрасте 4-6 лет хочет быть всегда победителем. И это совершенно нормально! Ведь в этом возрасте так важны для него достижение успеха и социальное одобрение. Дети хотят быть "самыми": самыми быстрыми, самыми умными, самыми лучшими. Но это не должно являться самоцелью. Наша цель - хорошо провести время, а не победить любой ценой. Мы учим детей ценить неудачу, так как проигрыш - это очень важный опыт и жизненный урок, из него можно сделать очень полезные выводы. Мы учимся следовать правилам и не бросать игру в гневе, если ребенок проигрывает. Учимся уважать чувства друзей в игре. Учимся играть честно, по правилам и не хвастаться победой, а так же сопереживать и утешать проигравшего. Мы учимся побеждать и проигрывать достойно. Ребенок должен ощутить и вкус победы, и горечь поражения (или, если угодно, вкус поражения). Это не легко и требует немалого времени, но мы двигаемся в этом направлении.
9. На занятиях, которые можно было бы назвать "Занимательной математикой" (мы не даём чётких названий урокам, как и не имеем чётких временных рамок занятий. У детей всё в игре, они просто живут и проживают каждый свой день играючи. Какая тут математика, или чтение, или рисование?! Кроме того, эти дисциплины перетекают одна в другую: намазывая клей, Маша написала им своё имя; работая с палочками Кюизенера, всё равно называем их цвета; рисуя снежинки, говорим о природе снега) ... так вот, про математику! Уже упомянутые палочки Кюизенера были предметом нашего внимания. В этот раз мы выполняли задания на измерение. Искали палочку, которая короче одной, но длиннее другой. Делали задания на построение, используя шаблон. Так мы развивали внимание, пространственное и логическое мышление.
10. Успели окунуться в удивительный мир эмоций и чувств. Узнали, какими бывают эмоции, и выражали свои эмоции и чувства посредством мимики и жестов. Следили за своими эмоциями и чувствами через прослушивание классической музыки. Рисовали своё настроение и рассказывали о своей картине настроения.