В старших классах школы и во время учебы в университете частенько после моих слов о том, на кого я планирую учиться или учусь, я видела недоуменные лица своих сверстников. Иногда этим разговор и заканчивался, а иногда язык мимики подкреплялся словами и мне задавали вопрос: «Слушай, ну зачем нужны эти твои уроки литературы?» Поначалу я терялась и не знала, что отвечать. Мне-то самой этот вопрос и в голову не приходил, потому что ответ на него был очевиден. Для меня. Но не для большинства других моих ровесников. И тогда я задумалась: «А ведь рано или поздно этот вопрос мне могут задать не сверстники, не знакомые, а… дети! Значит, нужно постараться вести свой предмет так, чтобы в процессе обучения ответ на него стал им ясен без дополнительных разъяснений. А для этого его нужно четко сформулировать и для самой себя». Поэтому к тому моменту, когда я попала в школу и вошла к первым в моей жизни пятиклассникам, ответ на это самое «зачем?» был готов.
Во-первых, уроки литературы – это развитие одного чисто прикладного, но очень важного навыка. А именно – умения выявлять суть из любого явления, из любой ситуации, не только из текста. Просто на текстах оно, это умение, очень здорово отрабатывается. Ведь анализировать художественное произведение – это, на самом деле, то же самое, что решать математическую задачу. Проанализировать – значит разложить по полочкам, по пунктам, выстроить логический ряд, а для этого ответить на тысячу «зачем?» и «почему?». Замечательная тренировка логического мышления, одним словом. Конечно, до этого мы дойдем в более старших классах, а пока только начинаем. Потихоньку учимся читать текст с карандашом, отделять главное от второстепенного, работать с художественными деталями; пытаемся понять, как устроено произведение, рисуем сюжетно-композиционные схемы. Последнее звучит поначалу страшно, а как начинаешь рисовать – оказывается, что это очень даже захватывающий процесс.
Второе, как бы банально это ни звучало, – на уроках литературы мы знакомимся с культурой своей страны. Причем литература не замыкается в самой себе, а позволяет выходить… нет, я бы даже сказала, сама выводит нас к другим сферам искусства, к другим учебным предметам. Поэтому, читая «Садко», мы слушали Римского-Корсакова (отрывки из его одноименной оперы) и даже чуть-чуть поговорили о палехской лаковой миниатюре, которая очень любит этот былинный сюжет о новгородском купце. И полюбовались ею, конечно же.
Перечитав с детства известную ребятам сказку «Журавль и цапля» и открыв в ней много нового, посмотрели изумительный мультфильм Юрия Норштейна и увидели, как по-разному можно рассказать одну и ту же историю (а ведь так оно изначально и было в фольклоре!) и какой это увлекательный и сложный процесс – перевод словесного искусства на язык кино.
А разбирая «Повесть временных лет», рисовали генеалогическое древо Рюриковичей. Каждый урок по ходу чтения оно росло на одну-две веточки. Осваивая страницу за страницей, мы говорили, что имеем дело с первоисточником (пусть и с переведенным на современный русский литературный язык). И то, что ребята чуть позже прочтут в школьных учебниках, основано на тексте, который они сейчас видят своими собственными глазами. И я с нетерпением жду, когда мои пятиклашки в следующем учебном году дойдут до истории Древней Руси. Ведь они уже знают и о смерти вещего Олега, и о мести княгини Ольги древлянам, и о храбром Святославе, сражавшемся «аки пардус» (как леопард), и о выборе веры князем Владимиром. Интересно посмотреть, что отложится в их памяти, что они донесут до следующего года и как это поможет им в освоении другого, но очень близкого, даже родственного литературе предмета.
И третье. Возможно, главное. Литература – это разговор о жизни. И пусть пока он ведется на довольно простом, примитивном уровне, но все эти «А я ведь тоже…», «А мой папа…», «А мне так запомнились эти слова…», возникающие по ходу чтения текста, – предельно важны. И я рада, что мы с ребятами не стесняемся высказывать свои мысли и чувства. Иногда даже поспорить друг с другом. Но чаще согласиться.
Порой бывает сложно. И им, и мне. Но они учатся. И я учусь вместе с ними. И однажды они, может быть, спросят: «А зачем нам эта литература?». А, может, и не спросят. Потому что за годы учебы поймут, почувствуют – зачем. И смогут сами для себя ответить на этот, на самом деле, очень личный вопрос, ведь литература – это про жизнь, про душу, во многом – про тебя самого. Надеюсь, поймут и ответят. Не знаю. Интересно. Посмотрим.
Дарья Александровна Парменова,
учитель литературы в 5-м классе