Нам бы хотелось произвести в будущем человеке не только количественные, но и качественные изменения, не просто дать полезную информацию детям, но и, как говорил один из лучших философов и педагогов современности, а так же толкователей богословских текстов, Евгений Андреевич Авдеенко, создать систему, производящую "воспитание знанием".
Первый воспитательно-познавательный момент, который хочется привнести в обучение - это: "начало познания - удивление". Удивление важно для познания, только так включается мозг в работу, даже у нас, взрослых. Удивление важно и для воспитания: дети "гоняются" за восхищением и важно показать, что самое большое оно не в еде, не в копеечных сюрпризах, не в шутках друзей, которых никто никогда, конечно, не отменит, а в созерцании больших и тонких и сложных процессов мира, в мудрости его устройства. Не положив начала для "большого" удивления, не показав хотя бы сферу для его поисков, мы рискуем оставить подросших детей наедине с пустотой и разочарованиями, вне зависимости от их социальной и финансовой успешности.
Конечно, у нас удивительная физика и художественная школа, удивительные праздники, но хотелось бы и богословием, большими истинами, удивить (а вовсе не придавить их тяжестью).
Именно с такой подачи хочется начать. Поэтому первое, о чем мы говорим с 5 классом - это то, как все их отдельные школьные предметы и даже кружки, дополнительные занятия - все что они изучают, на самом деле, взаимосвязано. Детей немало удивляет то, сколько математики в музыке, и как спорт связан с физикой и химией. Мы говорим о том, как появилось все современное знание в античности и продолжает, как и в древности, отвечать только на два вопроса: что такое мир и человек и какова их цель? Более того, мир (по-гречески «космос») и человек считались похожими системами с одинаковыми принципами - микрокосм и макрокосм. Когда мы переходим к нашей языковой части занятий, говорим, прежде всего, что и наши языки взаимосвязаны, т.к. происходили из одной индоевропейской общности: похожие слова можно найти в немецком, французском, английском, русском, древнегреческом и латыни, хинди. А более архаичные формы, чем древнегреческий, сохранил - ни за что не догадаетесь - литовский язык. Лингвисты берут велосипеды и целыми днями объезжают бабушек на лавочках, восстанавливая пра-индо-европейский язык и удивляясь его архаичной красоте. А, чем больше похожего - тем меньше учить! Учим мы латинский язык - и следующее удивление, что грамматики там - буквально две таблички. Всё читается так, как написано, поэтому мы сразу же берем простой латинский текст, благополучно читаем его, понимаем и переводим - удивление, обычно, снова обеспечено.
Но не только языковое мышление для нас важно, но и образное, символическое - именно оно поможет снова и снова открывать для себя всё новые слои и смыслы в простых историях, именно оно поможет снова и снова находить путь самостоятельно, а так же повысит компетенции ребенка почти в любой профессии. Мы рассказываем детям сказки - мы проходим мифы. Конечно, добавим, что культура православной Церкви полна образами, полна символами. Без умения мыслить символически невозможно окунуться в красоту православного мира.
Первый миф, который мы разбираем - обще-индоевропейский миф о мире как о Дереве - мире как единой живой системе. Мы даже вкратце берем современную теорию систем, (прямо со страшным словом "точка бифуркации" - знать, что страшные слова значат зачастую что-то очень простое, понятное, удобное - бесценно).
Но, конечно, 5 класс одни "большие" смыслы долго выносить не сможет, и мы раскрашиваем карты и картинки, изучаем папирусы, выкапываем артефаткы из песка, примеряем римскую одежду, пишем на восковых табличках. За первое полугодие еще не все это успели, но, читая стихи о хлебе, преломляли и вкушали "помпейский" хлеб.
В 6 классе идет напряженная работа по повторению и усвоению культуры и грамматики, мы можем уже себе позволить понять и символику города, поговорить о проблемах "квадратуры круга" и преломлении античности в современности. Мы так же смотрим видео по темам разговорной латыни, стараемся предмет приблизить к практическим житейским задачам (например, разбираем латинские названия фирм и брендов). Так же активно осваиваем, в теории и на практике, такие базовывые римские ценности, как верность, честь, дружба, дисциплина, почитание родителей, послушание, чувство долга, экзотическую, но немаловажную для римлян, ценность gravitas (букв. Тяжесть, важность, степенность). Вот те качества, на которых народ поднимается так высоко и так надолго. Немало удивляет, например, ребят такая "необычная" военная тактика, как благочестие: аккуратное почитание богов, спокойствие в любой ситуации, надежда на волю божью, а так же заклятия вражеским богам с обещаниями гораздо лучшего почитания, чем в родном племени.
В 8 классе очень плотное расписание, мы смогли "выкроить" только 1 урок, и мы читаем легкое юмористическое произведение, по содержательности, однако, не сильно уступающее трагедии. Это "Лекарство от любви" Овидия. Т.о. был соблюден компромисс возрастных потребностей девочек, которые горячо просили почитать что-нибудь о любви, и (позже к нам присоединившихся) мальчиков, которые едва способны вынести эту тему лишь в юмористическом ключе, а, между тем, тоже нуждаются в минимальной социальной грамотности. Дети убеждаются, что глубочайший по смыслу текст не обязательно сложен по грамматике, часто высказывания невероятно просты, и читать не нужно много, они могут это сами. Мы уже знаем географию средиземноморья, мифы и исторические подоплеки, и пополняем свои знания образами и сравнениями античного автора, однако, основное наше внимание - на герменевтику, науку истолкования текста, извлечения смыслов. Мы уже на последней стадии подготовки к "квантовому скачку" - переходу на древнегреческий язык и тексты, повествующие о самых первых архетипах нашего мышления и о самых последних смыслах нашего существования. В 8 классе так же можно с удовольствием наблюдать становление речи, личности и мышления с необычайной силой благодаря необычному, но веками проверенному средству - древним языкам и античной культуре. Интерес пока удается разогревать, а не гасить.
Анна Александровна Пояркова, преподаватель античной культуры.
* Предмет Античная культура преподаётся в средних классах Семейной Школы "Вифания"