1 класс.
У первоклассниц появились новые предметы: русский язык и чтение. Это новый этап в учебной жизни.
С приходом в школу у первоклассников изменяется социальный статус, появляется социальная роль – ученик. Происходит изменение личности, переоценка ценностей. То что имеет отношение к учебе, становится более ценным. Такие изменения происходят при благоприятном развитии событий, успешной адаптации ребёнка к школе.
С новой ролью первоклассницы справились успешно. Девочки стали более организованными, внимательными, аккуратными. Им интересно учиться, интересно заниматься с наглядным материалом, интересно изучать новое. Все девочки могут оценить свои возможности и сознательно перешагнуть через какой-то подготовительный этап. Например, при написании новых слов они решили, что смогут сразу писать в прописи, а не тренироваться на маркерной доске.
Очень нравятся первоклассницам писать графические диктанты, просят посложнее. Любят сами составлять задачи друг для друга по теме «Магазин», решать их надо с использованием монеток. Так задачи по арифметике становятся уроками социализации.
Ученицы делают много логических заданий: ребусы, дорисовка симметричной половины, графические диктанты. А так же "набивают руку" на решении примеров, чтобы они "отскакивали от зубов".
На уроках Природоведения первоклассники учатся наблюдению, ведь именно из наблюдения складываются в дальнейшем открытия. Ребята завели дневник погоды, где стараются ежедневно отмечать погоду: тепло или холодно, ясно или пасмурно, есть ли осадки.
Обратили внимание, что на 1 уроке уже светлее, чем ещё недавно, а значит, день увеличивается.
Провели опыты с водой и выяснили, что такое снег и лёд и охарактеризовали их.
И, конечно, наши наблюдения за зимой ученики выразили красками на бумаге, нарисовав зимние пейзажи. В процессе выполнения этого задания ребятам было предложено проанализировать картины зимы, порассуждать, какие цвета преобладают, с помощью каких цветов художник выразил состояние солнечной или пасмурной погоды зимой. Почти все решили рисовать морозный фиолетовый закат!
Непременно повторили ребята, что зимой делают представители фауны. Какие птицы улетают, а какие остаются и как нужно помогать зимующим птичкам. Какие животные спят зимой, какие охотятся, какие запасают еду. Совсем скоро предстоит изучать ученикам, как пробуждается земля после зимы... Непременно новые знания будут основываться на наблюдении за изменениями в природе.
2 класс.
Весь январь ученики 2 класса на уроках математики повторяли приемы письменного сложения и вычитания в пределах 100. И каждый понимал, как важно было выучить в первом классе таблицу сложения в пределах 20 с переходом через десяток. Если и появляются единичные ошибки у учеников, сразу возвращаемся к истокам, повторяем табличные случаи в математических диктантах. Уже хорошо отработаны приемы решения сложных уравнений. Много решаем составных задач разного типа, но самые трудные для нас - это задачи в косвенной форме. А Маша нашла свой подход к решению этих задач и уже не боится их решать даже самостоятельно.
Уроки русского языка были познавательными. Ученики познакомились с образованием новых форм слова при помощи приставок и суффиксов. Большая новая тема: "Состав слова" полюбилась моим ученикам. Ребята придумывают слова и умело их разбирают по составу.
Изучая состав слова, не забываем и о правописании орфограмм в приставках (а или о) и в в суффиксах (-ик или -ек). Повторили правописание разделительного мягкого знака в корне слова и выучили новое правило о разделительном твердом знаке после приставок. Одно дело правило выучить, а другое умение применить его на письме! Пока есть над чем трудиться. Отрабатываем эти орфограммы в разноуровневых упражнениях. Много учились различать приставки и предлоги и самостоятельная работа показала, что эта тема усвоена учениками.
За Новогодние каникулы ученики прочитали сказки Х.К. Андерсена, выучили прекрасные стихи о Рождестве, познакомились с книгами Аркадия Гайдара "Ель в тайге", "Чук и Гек". А уже на уроках чтения каждый поделился своими впечатлениями о прочитанных книгах. Кате так понравились книги Гайдара, что она предложила одноклассникам прочитать и другие книги этого автора.
На уроках внеклассного чтения "Библиотечный урок" ребята поведали истории прочитанных книг, устроили выставку этих книг, показали свои рисунки и творческие работы по теме: "Приметы Нового Года".
Немецкий язык.
В январе ученики второго класса продолжили изучение немецкого языка, но в дистанционном формате. В данном случае дистанционный формат не стал препятствием к получению полезных знаний, скорее даже наоборот, ведь он позволил в интересной интерактивной форме проделать множество увлекательных упражнений по теме «школьные принадлежности», потренировать притяжательные местоимения (мой, твой), повторить цвета, животных: это соревнования-викторина, морской бой с использованием лексики «цвета и предметы», интерактивные стилизованные тесты и учебные видеоролики.
3 класс.
На уроках русского языка ребята выяснили, что существительные являются главными частями в нашей речи. Без них невозможно было бы назвать вещи, предметы, животных, людей. У существительного много задач: указать на число, род, одушевлённость или неодушевлёность предметов. А ещё у существительного 6 падежей...
На уроках математике ребята познакомились с новой темой "Доли".
Апельсин или яблоко можно разделить пополам или на несколько частей. А как это записать? Вот для этого и нужны специальные величины - дроби. В ходе практических работ с геометрическими фигурами ребята учились показывать и называть долю числа, сравнивать их. При изучение темы "Время" выяснили, что означает половина, четверть часа.
На уроках литературного чтения
О любви к "братьям нашим меньшим" ребята говорили, изучая произведения Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка и Виктора Петровича Астафьева.
На уроках олимпиадной математики ребята приступили к изучению комбинаторики. Это очень обширный раздел математики, а в начале он посвящён подсчёту количества способов что-нибудь сделать. Третьеклассники, можно сказать, прощупали разницу между постановкой машинок под кровать и под шкаф или под два одинаковых стола. Поняли, что если в круге только одна красная бусинка, а остальные синие, то не важно, в каком именно месте она лежит. Научились оптимальному пересчёту способов переставить несколько предметов.
А на следующем занятии ребят ждала древняя китайская головоломка танграм. В буквальном переводе с китайского "семь дощечек мастерства". Сначала предстояло вырезать из картона необходимые для головоломки фигурки, и это оказалось хорошим упражнением на аккуратное обращение с линейкой и ножницами! Затем 7 получившихся фигурок перемешивались, и третьеклассникам предстояло складывать из них различные фигурки: цифры, домики, животных, другие геометрические фигуры. Некоторые фигуры оказались совсем непростыми, например, сложить свечку так никому и не удалось, а домик (1 из 3 возможных) смогла сложить только Ульяна. Легче пошли цифры: почти все смогли сложить почти полный набор. На дом ребятам был объявлен конкурс, кто сможет доделать оставшиеся фигурки из задания. Его итоги ещё предстоит подвести в следующий раз. Несмотря на кажущуюся лёгкость и игровую форму задачи, она очень надолго занимает мозг, тренирует у детей пространственное воображение. А ещё все выучили новое слово: параллелограмм. Это была одна из семи фигурок. Поначалу даже было соревнование, кто сможет без запинки выговорить всё слово. Неплохая тренировка перед курсом математики в средней школе!
4 класс.
На уроках математики четвероклассники отрабатывали алгоритмы решения задач и приёмы письменного умножения на трехзначное число. Ребята постоянно отмечают, что главное - знание таблицы умножения. И опять мы убеждаемся в том, что когда выучено и понято, тогда все прозрачно и увлекательно. Приятен и красив тот материал, в котором ты как рыба в воде.
Володя (в процессе самостоятельной отработки вычислительного навыка на уроке): «Какой манящий и впечатляющий пример!»
Уроки русского языка по большей части посвящены работе с глаголом как частью речи. Мы стараемся каждый день проверять свои силы «в схватке» с этой сложной частью речи. Порой он берет верх над нами, но все чаще и чаще освоенный материал помогает справиться с «глагольными ловушками». И какую радость испытывают все участники процесса, когда непростые формы не только правильно образованы, но и доказательно объяснены учениками! Уверена, в эти моменты даже Его величество Глагол одобрительно кивает головой. Кстати, нами выведена золотая формула: суффикс глагола равен суффиксу (о букве гласного перед суффиксом прошедшего времени), а окончание глагола зависит от спряжения (о безударных окончаниях настоящего и будущего времени).
Литературное чтение дало возможность прикоснуться к таким разным и прекрасным произведениям Льва Николаевича Толстого. Снова и снова мы восхищались разнообразием жанров произведений писателя, учили наизусть, пересказывали, выразительно читали, сравнивали. А несколько последних уроков нас впечатляла поэзия Александра Блока. Великолепный образ России, созданный при помощи приема олицетворения:
«...А ты все та же - лес да поле,
Да плат узорный до бровей...», никого не оставил равнодушным...
Аня: « Я вижу перед собой Россию-крестьянку, красавицу в цветастом платке, не избалованную барышню, а крепкую, сильную , способную выдержать все испытания!»
А ещё ребята в полном восторге от того, что они «как взрослые» изучают ИСТОРИЮ! Всего несколько мгновений взгляда в прошлое России, а у нас уже есть поклонники этой великой науки.
Даша: «Люблю историю - и все тут!»
Французский язык.
В начале года с учениками младших классов мы размышляли о том, что они планируют делать в наступившем году. Для этого нам понадобилось познакомиться с будущим временем и правилами его употребления. Интересно, что если в русском языке для построения предложений в будущем времени мы используем глагол «быть», то во французском - глагол «aller» («ходить»). Например, «я буду трудиться» по-французски это: «я пойду трудиться». При помощи слов plus и moins ребята размышляли о том, чем им следует заниматься больше, а в чем лучше себя ограничить. Кто-то обещал больше читать и меньше играть в видеоигры, кто-то – больше ходить пешком и больше заниматься французским языком, а кто-то - меньше спать и меньше есть сладкое. Приоритеты и задачи у всех разные. Хорошо, что мы уже способны их сформулировать, пусть и простыми словами!
5 класс.
Русский язык.
Преподаватель русского языка в 5 и 7 классах Елена Вячеславовна Мосийчук:
"Подходит к завершению 3 учебная четверть. И вновь возникают вопросы что сделали, узнали, развили, изучили? Стало ли познание русского языка интересным вдохновенным поиском? Были ли дети первооткрывателями, исследователями, деятелями? Дарили уроки радость открытий? Ведь главное – дать возможность ребенку наблюдать, сопоставлять, анализировать, обобщать, делать выводы, тем самым открывать языковые законы. На уроках я старалась организовать совместный поиск решения возникшей трудности, выслушать всех желающих по каждому вопросу, не отвергнув ни один ответ, встать на позицию каждого отвечающего, понять логику его рассуждения и найти выход из постоянно меняющейся учебной ситуации, анализировать ответы, предложения детей и незаметно вести их к решению
проблемы. Но обучение логике учебного спора, диалога, решения учебной задачи не предполагает скорейшего получения правильного ответа. Были ситуации, при которых дети не могли на одном уроке сделать вывод, вывести самостоятельно правило. И приходилось задействовать перемены. Большое значение для формирования познавательных интересов имеет
исторический аспект учебного материала. Обращение к этимологическому словарю считаю необходимым. Дети получают представление о науке как об исторически возникшей, живой и развивающейся системе. Короткие экскурсы вглубь истории оживляют интерес учащихся к родному языку, привлекают внимание ребят к, казалось бы, знакомым, давно известным словам. Эта работа обогащает кругозор детей, делает осознанным сам процесс письма, что, в конечном счете, повышает их общую грамотность.
С целью отработки правописания слов с непроверяемыми орфограммами обращаемся к их этимологии. Например, учащимся дается задание сравнить правописание и произношение слов заимствованных из французского, немецкого, греческого или латинского и русского языков.
На уроках практикую задания тренирующие память.
Познание языка должно быть интересным для детей последовательным и логичным. Но главное за многочисленными тренировочными упражнениями и заданиями не забывать о личности ребенка, о качествах которые закладываются в школьном возрасте и потом оказывают влияние на весь жизненный путь. Поэтому не менее важно развивать у ребят ответственность, самостоятельность, трудолюбие".
Французский язык.
С учениками 5-го класса мы постигали непростую тему неисчисляемых существительных, а вместе с ними и частичные артикли du, de la, de l’, des, которые традиционно употребляются вместе с ними. В рамках этой темы мы выучили названия новых продуктов, характерных для разных регионов Франции. Например: сыр Камамбер – регион Нормандия, знаменитая Дижонская горчица – Бургундия, яблочный сидр – Британия (не путать с Великобританией!) и т.д. Мы также учились говорить, какие ингредиенты требуются для приготовления различных известных продуктов. Также ребята познакомились с темой места прилагательных в предложении и выучили целую палитру новых прилагательных. С их помощью ученики 5-го класса теперь способны описывать самых разных животных: их вес, размер, особенности характеры и т.д.
Античная культура.
В 5 классе мы провели небольшую проверочную работу, поговорили о необходимости точного знания в добавок к красивым мифам и добросовестности ученого. Потом начали новую тему устройства города, поговорили о двух типах города — «круглом» и «квадратном» и их влиянии на мышление жителей, о священнодействиях при организации пространства и важности священной городской стены. Говорили о первохристианской форме креста в римских катакомбах и наследии современной формы креста римскому перекрестью как символу перекрестья сторон света, священных улиц города, т.о. символу единства и мира. Упомянули так же убийство Ромулом Рема при закладке города по причине святотатства как своеобразный национальный римский «первородный грех».
Ещё повторили приветствия, граматику, дочитали текст «Вилла и сад», повторили основные сведения о Крито-Микенской цивилизации и критские мифы: об Икаре и перешли к более подробному рассмотрению мифа о лабиринте. Но тут у ребят встал вопрос, как греки и римляне мыслили происхождение и устройство мира, систему богов. Хотя у римлян эта часть не разработана, они, скорее, принимают греческую мифологию, пришлось остановиться и поговорить о ней, а так же о чертах единобожия в греческой религии в Крито-Микенскийц период, о глубинном богословии спасения, к которому, по-видимому, отсылает своих слушателей Христос, говоря притчу о зерне.
География.
Космос - таинственный, пугающий, манящий и неизвестный. Пятиклассники уже знакомились с Солнечной системой в начальной школе. Сейчас знакомство необходимо продолжить, а знания сделать более глубокими. Поэтому на уроках речь шла о том, что Земля не шар, а геоид, что у вращения нашей планеты есть интереснейшие следствия, например, благодаря ему реки отклоняются в разных полушариях, а правые берега российских рек оказываются более крутыми. Дома ребята изготовили модель Солнечной системы и предсиавили ее классу.
На уроках математики пятиклассники приступили к изучению десятичных дробей, а также научились умножать и делить обыкновенные дроби. Рутинные подсчёты разбавлялись задачами про движение по реке. Оказалось, что иногда не такое уж и быстрое течение может очень сильно повлиять на скорость передвижения. При повторении старых тем, решили несколько очень "жизненных" задач. Например, о нечестном директоре, который сначала опустил зарплаты на 1/5, а потом поднял на столько же. Убедились математически и придумали логическое обоснование, почему в такой ситуации директор поступил нечестно, хоть и, на первый взгляд, кажется, что зарплаты в итоге не изменились.
7 класс.
Античная культура.
В 7 классе мы отчитывали и повторяли на языке оригинала первое и величайшее в европейской истории стихотворение о любви римского поэта Катулла «люблю и ненавижу, как это делаю, возможно, ты недоумеваешь. Не знаю, но так чувствую и мучаюсь (распинаюсь, позорюсь)». И перешли к новой теме, медицине, отчасти повторили то, что было уже пройдено в курсе «Греции» и добавили сравнение со средневековой медициной, в завершение посмотрели видео о реконструкции римских медицинских банок.
Мы так же работали над грамматикой на более соожном уровне, почитали комиксы на латыни о маленьком мальчике и полководце, закончили перевод студенческого гимна "Gaudeamus" и поговорили о традиции средневековых латинских песен "Carmina Burana".
Повторили приветствия и грамматику на латыни, текст «вилла и сад» был переведен учениками, весьма успешно, как самостоятельная работа. Разобрали миф о Пандоре и других гендерных мифах, так же о Прометее и Эпиметее, сравнив их с двумя наиболее важными аспектами тайм-менеджмента - реативное и проактивное действие.
Физика
Сейчас 7 класс изучает силы: силу тяжести, силу упругости, силы трения и веса. Ребята узнали, что вес измеряется не в килограммах, чему были немало удивлены. Решали огромное количество задач. Продолжили изучать действие сил в новой теме - давление. На этой неделе во время перемены даже провели интересный опыт по изготовлению неньютоновской жидкости из воды и крахмала. Ребята были в восторге! Наши ряды пополнились, чему мы очень рады. Ребята стали очень ответственно подходить к домашним работам, добровольно берут темы для докладов. Работать с такими инициативными ребятами - одно удовольствие.
История.
С пятиклассникам произошёл долгожданный для многих переход от истории Древнего Востока к изучению истории Античности, Древней Греции и Рима. На сегодняшний день изучены первые темы этого раздела: древнейшие культуры Крита, минойские дворцы и города-государства.
Изобразительное искусство.
Со второго полугодия 5 и 7 класс объединились для уроков Изобразительного искусства. Эти уроки призваны дополнить и углубить знания и представления ребят о разных дисциплинах. Конечно, историю и литературу. Безусловно, античную культуру. Но оказалось, что в этом курсе есть место даже геометрии.
Мы поговорили о жанрах и видах искусства.
Сходили на одну из первых экускурсий после карантинных мер в зал Месопотамии в ГМИИ им. Пушкина. Это была прекрасная возможность вспомнить и проверить свои знания по истории Древнего мира, дополнив их иллюстративным материалом.
Для того, чтобы в дальнейшем нам было понятнее, как и с помощью каких приёмов художники выполняли свои произведения, мы начали постигать азы рисования. И первым делом учились строить (!) округлые симметричные предметы (вазы, горшки, крынки и т.д.). Все они выполняются по одной схеме, которая очень важна. На её основе мы будем изучать более сложные построения в изобразительном искусстве.
Тема построений оказалась важна не только, чтобы нарисовать предметы в натюрморте. Оси, окружности встреились ребятам в композиционном построении. Мы рассматривали одну из новгородских таблеток - икону Сретения. С помощью линейки и циркуля находили силовые линии, по которым композиция построена и объясняли, почему она строится именно так, в чём смысл праздника, образа, и как это выразил художник композиционно.
География.
Африка - материк рекордов! Здесь самые маленькие люди на планете, самый жаркий климат, самый быстрый зверь Земли - гепард. Об этих и других рекордах семиклассники рассказывали друг другу. Ребята выполняли определение крайних точек материка, его протяженности, искали ответы на вопрос о том, почему здесь находятся и джунгли с буйной растительностью, и огромная безжизненная Сахара, откуда и куда текут Африканские реки и что будет через тысячи лет с полуостровом Сомали - отколется ли он по Великому Африканскому разлому и отойдет ли от Африки. Самое главное для ребят 7 класса - использование накопленных за 5 и 6 классы знаний о закономерностях климата, рельефа, гидросферы в изучении материков.
Биология.
На уроках биологии семиклассники учатся отбирать полезный и интересный материал для докладов о разных группах животных, сопровождать их презентациями. За последние недели ребята изучили простейших - амебу, выпускающую ложноножки, инфузорию, всю покрытую ресничками, удивительную эвглену зеленую - животное, способное фотосинтезировать совсем как растение. Кроме того, ребята освоили новые понятия - фототаксис, вибротаксис и хемотаксис.
На уроках алгебры идёт большая и, по мнению некоторых, нудная тема: разложение многочленов на множители. Но без неё дальше никуда: эти навыки пригодятся ребятам везде. Не говоря уже о вырабатывающейся интуиции к работе с абстрактными понятиями. Это хоть и весьма незаметные умения, но чуть ли не самые важные, ведь они потом помогут искать решение к любым проблемам в жизни, и совсем не обязательно, чтобы в этих проблемах был икс в четвёртой степени. Надо заметить, что все трое учеников очень сносно осваивают не очень приятные для них задачи. На геометрии все гораздо интереснее, поговорили о неравенстве треугольника, об окружностях. Порисовали различные интересные картинки, от вида которых ещё полгода назад волосы бы дыбом встали, а сейчас чувствуется, что вот она - красота математики.
История.
Оканчивается изучение Древнего Востока, в ближайшее время будет написана контрольная работа. По Отечественной истории семиклассники окончили изучение Древнерусского государства и периода удельной раздробленности Руси, в ближайшее время начнут изучать историю Батыева нашествия и татаро-монгольской зависимости русских княжеств.
Немецкий язык.
На уроках иностранных языков было принято решение разделить класс на группы по уровню сложности. В связи с этим в январе ученики находились в «переходной» фазе, когда задания в рамках одного урока делились по уровню сложности. Затем было принято коллективное решение, что часть класса начнет программу с самых азов, но будет проходить её быстрее положенного. Для кого-то это станет «новым горизонтом», для кого-то - возможностью повторить и закрепить полученные ранее знания, ведь как известно «Повторение – мать учения». Поэтому в январе ученики активно тренировали формы приветствия, вспоминали или учили цифры, страны, названия языков, познакомились с определёнными и неопределёнными артиклями и формами спряжения глаголов в настоящем времени.
Английский язык в 5 и 7 классах.
За этот период мы с учениками успели затронуть много важных тем, которые встречаются в нашей повседневной жизни и являются основой языка: семья, дом, профессии и т.д
На занятиях максимально шло внедрение английского языка: начало урока - речевая разминка и погружение ребёнка в языковую среду с помощью вопросов на пройденные темы.
Введение нового материала осуществляется всегда по средствам наглядных материалов: картинки, видео и иногда аппликаций, чтобы усвоение и восприятие проходило максимально естественно. Закрепление также проходит в различных форматах, чтобы все аспекты языка были затронуты: делаем грамматические задания, учимся воспринимать английскую речь на слух, поем песенки, читаем комиксы и даже пишем письма. Также на уроках мы используем интерактивные игры по средствам компьютера или планшета,что не может не заинтересовать, и дети просят показать им что-нибудь еще.
Иногда я сталкивалась с трудностями, такими как гиперактивность детей и ,соотвественно, потерей внимания. И не смотря на то,что на уроке используется смена деятельности, большое количество наглядности, игр и т.д. Детям довольно сложно усидеть на одном месте, поэтому иногда они начинают шалить, что, естественно, сказывается на процессе обучения. Но мы нашли выход и теперь в каждый урок включаем подвижные игры, конечно же, с примирением английского. Теперь детям есть, куда деть переполняющую их энергию.
Рукопашный бой.
Для старших мальчиков начались тренировки по рукопашному бою.