Вифания

Приходская школа

при приходе храма св. прав. Иоанна Кронштадтского в Жулебино

Учебная неделя 02.03.2020-06.03.2020 в Семейной школе.

Каждый день, каждый урок русского языка, ученицы 1 класса  пополняют свою "копилку знаний". Расширяют словарный запас, запоминая как пишутся новые словарные слова: ученик, учитель, язык, класс...
Чуть ранее на уроках окружающего мира мы говорили о профессиях.  А на русском языке учили, как правильно пишутся правильно слова, называющие профессии. А заодно и стихотворение Сергея Михалкова вспомнили:
 
Летчик водит самолеты - это очень хорошо.
Повар делает компоты - это тоже хорошо.
Доктор лечит нас от кори, есть учительница в школе...
 
Читая стихотворение на уроке русского языка, мы выполняли задание соответственное предмету: выделяли слова, которые отвечают на вопросы: кто? что? что делает? что делать?, отвечали на них, списывали предложения, подчеркивали слова, обозначающие предметы и действия предметов, словам подбирали родственные однокоренные слова и, наконец, искали общую часть этих слов - корень. Как, оказывается, много задач можно решить, читая даже лёгкое детское стихотворение. Что же нас ждёт дальше, когда произведения станут больше и сложнее?! Но наша задача - научиться учиться! Полюбить учиться и не бояться ничего нового. А значит, и более серьёзные тексты мы будем читать и разбирать с удовольствием.
 
Познакомились мы со словами, которые похожи по звучанию, но различны по значению. Учились отличать их от родственных слов.
Коля колет,
Поля полет,
Лия лейкой льёт,
Варя варит,
Жора жарит,
Петя песенки поёт.
Оказывается, такие сочетания слов используют для звуковой игры.
Повторение - мать учения! Поэтому мы повторяли уже знакомые орфограммы в словах: ЖИ-ШИ; ЧА-ЩА; ЧУ-ЩУ в игровой форме. Выучили скороговорки с этими сочетаниями букв и записывали их по памяти.
 
На математике у первоклашек открылись новые горизонты! Девочки познакомились с сочетательным законом сложения. Учились записывать и решать примеры со скобками, выполняя действия по порядку закона сложения.  Подошли к главной теме в нашем курсе математики - составили таблицу сложения и учились ею пользоваться, потом искали по таблице значения суммы и составляли к ним примеры на вычитание. Это очень хорошая подготовка детей к решению простейших уравнений.
На примерах простых задач учим табличные случаи сложения чисел с переходом через десяток. Пока это для нас  трудно, но интересно! А ведь нужно выучить эту таблицу сложения, доведя ответы до автоматизма! 
 
"Почему и зачем?" - это новый раздел, который первоклассницы начали изучать на этой неделе по окружающему миру.
Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? Учились сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд. Попутно мы учимся слушать собеседника, задавать правильные и точные вопросы и формировать собственное мнение. Познакомились с естественным спутником Земли - Луной. Узнали, как изучают Луну, что такое луноход, кто такой астронавт. Ученицы смоделировали из пластилина форму и цвет спутника Земли для нашей коллекции в классе.
На другом уроке мы узнали, какие бывают дожди и ветры. Какую пользу, а может и вред, они могут приносить нашей планете. Девочки нарисовали "грустный" и "весёлый" дождик и придумали коллективную сказку по своим рисункам.
 
На уроках литературного чтения А. Скребицкий открыл нам секрет, у кого самые быстрые и длинные крылья. Оказывается, у стрижа! Вот почему стрижи не могут взлететь с земли и могут погибнуть, если им не помочь.
 
А ещё первоклассницы узнали, почему ГЛУХАРЯ назвали ГЛУХАРЁМ? Учитель подготовила дополнительные маленькие рассказы для учениц об этой птице. Нужно было самостоятельно прочитать и рассказать своими словами одноклассницам прочитанное. Катерине достался самый большой и трудный текст, но она прекрасно с ним справилась, умница! В рассказах девочки узнали, как эти птицы высиживают птенцов, какие танцы устраивают взрослые глухари, чтобы понравиться своей избраннице, в каких лесах они обитают и чем питаются. А столько внимания этой птице мы уделили потому, что мы прочитали сказку Э. ШИМА "Глухарь"! Вот как в очередной раз переплетаются разные дисциплины: окружающий мир окружает нас на чтении, правила русского языка всплывают на математике... И опять же, дальше - больше! Очень скоро история, литература, история искусств начнут переплетаться, иногда чуть ли не образуя какой-то один общий предмет, название которому - Образование. 
 
На уроках немецкого языка девочки-первоклассницы познакомились с особыми словами, которые на самом деле не являются полнозначными, но тем не менее очень важны, потому что с их помощью можно выразить любые чувства и эмоции. Это междометия! Некоторые из них совпадают с русскими - например, "Ага!" и "Ммм" ("Как вкусно!"), но некоторые полностью отличаются. Когда немец увидит что-то неприятное или испугается паука, то он скажет не "Фу" или "Ой", а "Иии" или "Игит". Животные, конечно, тоже говорят на своем языке. Это в России лошадь говорит "Иго-го", а в Германии - "Вихэр"! Звери из шуточного зоопарка поздоровались с нами со страниц учебника и сказали, как их зовут по-немецки. Девочки учили также новую песню, изображая смысл движениями и жестами. Самым интересным моментом на последнем уроке стало появление шерстяного клубочка. Держась за него, учительница сказала фразу про себя, а потом передала клубок одной девочке, чтобы та сказала о себе, и так далее. Когда все мы оказались связанными этой нитью, мы вдруг поняли, что это нить нашей дружбы и взаимопонимания. Мы задумались над тем, как важно не ссориться, не обижать и не обижаться - ведь иначе эта нить порвется и придется завязывать узелки, чтобы снова восстановить дружбу. Все затихли – было чувство, будто это волшебный клубок и на нас смотрит сам Бог.
 
2 класс
На уроках русского языка 2 класс познакомился с исконными и заимствованными словами. В ходе обсуждения выяснили, что многие слова возникают в языке, с помощью заимствования из других языков. Ребята учились давать правильное толкование слов, используя текст упражнения, а в случае затруднения или для проверки обращались к толковому словарю, с ним мы тоже учимся работать, это важный и нужный навык для учеников. 
Повторяли, в каких случаях пишется разделительный Ъ и Ь. Снова и снова разбирали слова по составу - ведь это одна из основ для умения грамотно писать.
А на проверочной работе по теме "Как устроен наш язык" ученики показали хорошие результаты!
 
По литературному чтению продолжили знакомиться с произведениями о семье. Говорили о значении семьи. Ребята рассказывали о своих родителях, бабушках и дедушках, братьях и сестрах. В ходе обсуждения произведений ребята приходили к выводу, что необходимо уважать и бережно относиться к членам семьи, старшим и пожилым людям, к младшим братьям и сестрам. Объясняли, почему мы употребляем в устной речи слова: "мамочка", "сестричка", "сынок". А ещё мы рассказывали наизусть колыбельные песни и стихи про маму, разбирали и подбирали пословицы о семье, читали сказки народов России о семье. Вот таким разносторонним получилось освещение этой важной темы.
По математике написали контрольную работу по теме "Сложение и вычитание чисел в предалах100". Все ребята справились! И поэтому мы уверенно приступили к новой теме: "Умножение и деление на 2"! Познакомились с компонентами умножения (1-ый  множитель, 2 -ой множитель, значение произведения). Учились заменять сложение умножением. 
 
На окружающем мире ребята познакомились с достопримечательностями России. Узнали, где находится Мамаев курган, долина гейзеров, где проходит Транссибирская магистраль. Начали изучать Московский Кремль и уже познакомились с башнями Кремля. Начали, конечно, с самой красивой и звонкой - со Спасской башни. Узнали историю ее названия и прочитали об удивительных часах, которые красуются на её стене. 
 
В 3 классе эта неделя на уроках математики прошла под знаком «Умножение и деление трехзначных чисел на однозначные и двузначные круглые числа». Оказалось, что это совсем несложно: например, умножить 300 на 2 - это 3 сотни умножить на 2, равно 6 сотням, то есть 600. Аналогично - с делением на однозначное число. Освоили легко, ведь это лишь знание таблицы умножения! Забавным получилось знакомство со случаем 630:70 - ребята сначала нашли знакомые случаи умножения и деления, с ними третьеклассники справились легко, а этот НОВЫЙ, «затесался» среди знакомых. Пошли предположения ответов, оказавшиеся ошибочными. Расстроились поначалу, что никак не получается решить правильно. Но когда узнали, что это новый случай вычисления, с которым только предстоит знакомиться сегодня, все расхохотались, а Володя восхитился, как это «Светлана Львовна ловко подцепила на крючок, что они и не заметили»! Конечно, после этого сразу разобрались и положили в копилочку и этот простой способ вычисления.
 
На уроках русского языка работали с текстом: учились внимательно читать, озаглавливать, находить ключевые слова каждого абзаца, составлять правильный план, исправлять имеющийся неточный, искать неоправданные повторы слов и предложений в тексте, пересказывать устно по плану и опорным словам, самостоятельно пересказывать письменно с изменением лица рассказчика, проверять работы друг друга. Ну просто научная работа! Как много уже, оказывается, умеют ребята в работе с текстом. Это сложная и длительная работа по подготовке к изложению.
Кроме того, повторили, как по грамматическому признаку определить одушевлённое имя существительное или неодушевлённое, познакомились с именами собственными и нарицательными, писали словарные диктанты.
 
Уроки литературного чтения у нас в классе одни из любимейших! Как говорит Максим: «Хорошо бы целый день заниматься только литературой!» Конечно, на этой неделе нам посчастливилось работать с произведениями Ивана Сергеевича Тургенева. Оказалось, что у автора прекрасно получалось писать и поэтические произведения, и прозу! И этот прекрасный тургеневский язык! Мы в восхищении! А на примере рассказа «Воробей» мы учились самостоятельно составлять план и, так называемый, «композиционный треугольник» (выделяли вступление, завязку, кульминацию, развязку и заключение). А ещё ребята учились делать иллюстрации к стихам Сергея Есенина о березе. Думаете, у поэта было только одно стихотворение об этом дереве? А вот и нет! Мы нашли, как минимум, три! И в каждом она предстаёт в разных образах. Скоро покажем книжки-самоделки нашим однокашникам.
Следующая неделя - время знакомство с новыми произведениями Константина Паустовского! Мы ждём!
 
«Окружающий мир» нам даёт возможность не только познакомиться ближе с разными представителями животного мира, но и выделять главное в прочитанном тексте (а это тексты Константина Дмитриевича Ушинского из учебника «Детский мир»!). И ещё ОПИСЫВАТЬ животное системно, по плану , «с головы до ног»!
 
На уроках дополнительной математики в 2 и 3 классе ребята учились решать задачи на переливания. Например, как отмерить 6 литров воды, когда есть только пяти- и семилитровое ведра? Ситуация кажется невозможной, а вот ребята теперь каждому смогут объяснить, как же справиться с такой задачей.
 
 
В 4 классе тоже дисциплины переплетаются. Так, в русский язык пожаловала математика. "Всё есть число," - учил Пифагор. Знакомиться с античной философией и теоремой Пифагора ребята будут позже, а сейчас мы разберём Имя числительное!
 
Большую роль играют числа первого десятка. От них фактически и возникло все многообразие числительных, позволяющих вести счет. Слова, называющие числа, образуют в русском языке самостоятельную часть речи, обладающую своими грамматическими признаками. Название «числительное» является производным от слова
число, образованным по аналогии с наименованиями других именных частей речи (существительное, прилагательное).
Четвероклассники познакомятся с новой частью речи, получат представления о значении,
грамматических признаках и синтаксической роли имени числительного.
 
На уроках истории ребята начали знакомство с событиями, произошедшими в России в начале 20 века. Речь на уроках шла о трагических событиях, которые в дальнейшем повлияли на ход истории огромного государства. Глобальные перемены коснулись социальной, экономической и политической сфер общества. Особый интерес вызвала у ребят организация "Красный крест". У истоков Российского Красного Креста стояли Великая княгиня Елена Павловна, знаменитый русский хирург Н.И. Пирогов, сестры милосердия Крестовоздвиженской общины, положившие начало общественной медицинской помощи раненым и больным воинам в период героической обороны Севастополя.
С 1880 г. Российское общество Красного Креста находилось под патронажем императрицы Марии
Федоровны. Под защиту Красного Креста были взяты жертвы военных действий на море (1907) и военнопленные (1929). Красный Крест - всемирное движение, его основная задача - оказывать помощь и защиту
жертвам войн, конфликтов и катастроф, поэтому в начале XX века у Красного Креста было много работы.
 
На уроках французского мы учились рассказывать про свою семью: узнали, как будет «мама», «папа», «бабушка», «дедушка», «тетя», «дядя» и т.д. При помощи этих новых слов и семейных фотографий мы описывали наши родственные связи, а также пробовали «считывать» генеалогические древа других вымышленных семей.
 
Помимо этого ребята тренировались называть даты рождения, свои и других членов семьи, для чего сначала выучили названия месяцев года. Важно, что некоторые месяца оказались близкими по звучанию к русским. И правда, смотрите:  février – февраль, mars – март, avril – апрель, septembre – сентябрь, octobre – октябрь и т.д. И этот факт, конечно, облегчил нам задачу.
 
А еще мы начали освоение непростых французских чисел от 70 до 100. И здесь ребятам было ну никак не обойтись без их познаний в математике! Ведь число 70 по-французски – это 60 + 10, а 73, соответственно 60+13, а 80 – это  ни много ни мало 4 раза по 20! Что уж говорить про 90 или 97… Здесь все уже совсем непросто. Но ребята старались, и, в целом, новое знакомство с непростой французской арифметикой прошло продуктивно.
 
 
6 класс
 
Античная культура.
Мы с большим рвением прочитали сразу 4 страницы нового текста на латыни про семью. При чем ученики сами просили читать побыстрее и побольше, были в восторге от того, какая латынь простая, сколько слов интуитивно понятно, с удовольствием задавали вопросы и отвечали на языке.
 
История.
Минувшая неделя ознаменовала окончание важной части в изучении мировой истории в 6 классе. Был окончен экскурс в темы древнейшей истории человечества, в пятницу была написана контрольная. На протяжении полутора месяцев мы проходили последовательность сложных тем, от грехопадения и Потопа до возникновения первой
мировой цивилизации и её последующего крушения в истории. Ребята узнали о том, с какого момента мы начинаем изучать историю современного человечества, что такое основные начала бытия человека в истории (от Ноя), как появились и чему служат народ и царство в мировой истории, в чем заключается грех Хама и что такое цивилизация. Также мы изучили процесс расширения двух древнейших цивилизаций: Месопотамии и Египта, и превращения их в одну мировую цивилизацию. Узнали и о причинах и моменте ее крушения в истории. Со следующей недели начинается новый этап подготовки!
 
Русский язык.
Прошедшая неделя принесла нам много важного, интересного и трудного.
Ребятам пришлось серьёзно задуматься о том, что русский язык - это не свод правил, не мертвая система, которую надо выучить. Русский язык - это красивейшее средство общения, и наша задача в школе - научиться им пользоваться. "Тяжело в учении - легко в бою" - шестиклассникам пришлось это проверить на практике. Как мы пыхтели над изложением! Изложение-то писать умеют все, а вот когда поставлено задание проанализировать текст, понять с помощью каких средств автор создаёт те или иные образы, картины, последовательность событий и воспользоваться этими средствами при написании  изложения? Наконец-то разобраться с типами и стилями речи - какой ужас! Это же разные вещи!
В общем, скрипим, пыхтим, но движется в нужном направлении. Иными словами, блаженствуем! Ведь по-еврейски (а словечко-то нам оттуда досталось) блаженство - это всего лишь шаг, но - в нужном направлении!
В грамматике, аналогично 4-му классу, мы принялись за числительные! Какая же это интересная часть речи! "Сущности" не имеет, но зато обозначает количество. А сколько производных слов имеет! Да ещё в разных частях речи! Красота! Главное не перепутать и правильно охарактеризовать и пятак, и пятый, и пять, и пятерню, и многие-многие другие. Ведь от того, к какой части речи слово относиться, зависят его грамматические признаки, а значит, и употребление в речи.
 
Литература.
На уроках литературы мы отправились в Дом-музей Михаила Юрьевича Лермонтова. Зачем это нужно? Хороший вопрос. Когда обсуждали впечатления от экскурсии, пришли к выводу, что дома-музеи - это совершенно особый вид музеев. Они позволяют проникнуть в жизнь автора, понять какие-то его поступки, увидеть перипетии судьбы, а это, безусловно, даёт возможность лучше постигнуть и творчество. 
Поэтому мы, вдохновленные свежим впечатлением от знакомства с миром Михаила Юрьевича Лермонтова, отправились постигать мир его лирики. Расскажем потом, что получится!
 
Немецкий язык.
На этой неделе мы изучали тему "Спорт".  Наши уроки по развитию речи были посвящены соревнованиям, олимпийским играм, известным спортсменам и болельщикам. Мы научились рассказывать о своем любимом спортсмене и даже поиграли в  игру, где по описанию должны были угадать, о ком идет речь. На следующий урок ученики готовят презентацию о своем любимом спортсмене на немецком языке. Помог нам в освоении этой темы немецкий документальный фильм о спортивном интернате «Sport ist mein Leben». Герои этого фильма рассказывают о своей жизни в спортивной школе, как построен их день, сколько времени они тренируются, как живут, как проводят свой досуг. Оказалось, что ученики могут уже спокойно рассказать на немецком языке, о чем этот фильм. Лексические выражения, которые мы выучили на этой неделе, применимы в разных ситуациях. 
На уроке грамматики немецкого языка мы закрепляли темы, которые требуют постоянной отработки. 
 
География.
Перед учителем всегда стоит вопрос: как сделать так, чтобы изученные знания не только усвоились, закрепились, но и оказались полезными. На уроке географии работа шла над тем, чтобы материал о природных зонах и почвах не просто лежал "на полочке в голове", чтобы ребята поняли, что почва - то, что напрямую влияет на растения, растения - на животных и в конечном итоге - на человека. Поэтому на уроке обсуждали, почему нам трудно вырастить на дачном участке бамбук или дыню, какие почвы в нашем регионе, как это можно максимально использовать, чтобы вырастить урожай.
 
Математика.
На уроках математики шестиклассницы учились округлять числа и по фотографии оценивать размеры реальных объектов. Это упражнение не только полезно само по себе, но ещё и развивает интуицию, помогающую проверять вычисления в других задачах: ведь если умножать приблизительно 2 на 3 никак не может получиться 60!