Вифания

Семейная школа

Сочинения 4-классников о "Ленинградской" симфонии Д.Шостаковича.

 

Интересное задание получили ученики 4 класса на уроке истории. Задание объединило в себе сразу несколько дисциплин: историю, литературу, русский язык и даже немного слушание музыки (такой предмет есть в младших классах музыкальных школ). Учитель 4 класса - Вера Ивановна- предложила написать сочинение-рассуждение о 7 симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, т.н. "Ленинградской" симфонии, написанной им в первые месяцы Великой Отечественной Войны. Ребятам предлагалось поразмышлять над знаменитой первой частью, которая называется "Нашествие".

И вот, что получилось.

 

Саша Чепелов:

"1 часть симфонии названа-«Нашествие», потому что она говорит о нападении немцев на
Ленинград. Музыка в исполнении оркестра рассказывает о событиях войны.
Понять, что эта музыка о войне, помогает барабанная дробь, как в марше, звук громче и громче,
как будто враг приближается.
Симфония стала оружием против фашизма. Русским солдатам она дала отваги и надежды. А
фашисты, услышав её, стали менее уверенными в победе. И они поняли, что город не взять им,
потому что в нём живут люди, которые будут стоять до конца".
 
Денис Самойлов:
 
"Нам дали задание прочитать в учебнике о создании 7 симфонии Шостаковича и прислали запись первой части. Я послушал. И вот, что подумал об этой музыке.
Часть симфонии «Нашествие» выражает тревогу людей во время начала войны. Композитор
хорошо это показал, музыка становится тревожной. Скрипки и ударные своим звучанием
показывают чувства людей, их желание победы. К концу части музыка стала спокойной, даже
тихой. Скрипки, духовые инструменты и ударные хорошо выразили чувства войны.
В музыке Шостаковича я услышал уверенность, что враг будет побеждён".
 
А вот какие слова нашла Соня Малахова:

"И вот начинается вторжение вражеских сил, начинается часть «Нашествие».
На фоне таинственно-шуршащей, еле слышной дроби малого барабана возникает тема врага.
Мало-помалу звучание оркестра становится плотнее, массивнее. И вот начинается дикий хаос
разрушения".
 
Стёпа Сиротин:
 

Ленинградская симфония.

Шостакович начал писать седьмую симфонию задолго до войны. Это была вариация на тему Равеля «Болеро». Он показывал свои эскизы друзьям, но его замыслы ни во что не вылились. 

Когда началась Великая Отечественная Война, Дмитрий Дмитриевич просился на фронт. Но так как он был сильно близорук, и его ценили, как большого композитора, то его не взяли в армию. После очередной неудачной попытки отправиться на фронт отрешил бороться с врагом другим способом. 

Он стал работать над своими эскизами и уже к ноябрю 1941 года написал первые три части из четырёх.

В оркестре, который исполняет симфонию, более 100 разных инструментов. С помощью этого Шостакович точно передаёт случившееся. 

Ранее воскресное утро, поют птицы, встаёт солнце, но вдруг начинает звучать малый барабан - это идут фашистские войска, стрекочут автоматные очереди. Потом прибавляется флейта и ещё несколько инструментов, и получается настоящий немецкий марш. Потом начинается бой. Выстрелы, крики, стоны. Литавры изображают взрывы. Но вдруг в музыку врывается тема советского гимна. Сначала кажется, что барабаны его заглушают, но он начинает преобладать. В этом мы видим героизм русского народа, который был виден с начала войны.

«Враг будет разбит, победа будет за нами». Это мы ощущаем после первой части симфонии номер 7 Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.