На уроках литературного чтения первоклассницы познакомились с новым разделом: чтение сказок современных писателей для детей. Мы узнали, кто такой Михаил Пляцковский: оказывается, он не только автор сказок, но и всеми любимые детские песенки "Улыбка", "Вместе весело шагать по просторам" и других - тоже его рук дело.
Конечно же, мы не просто читали, а учились выражать своё отношение к героям и событиям рассказов, составляли план пересказа и учились пересказывать близко к тексту, вспоминали уже знакомые пословицы и поговорки и учили новые. На уроках окружающего мира мы узнали, почему звенит звонок, учились различать звуки природы и города. Девочки очень удивились, увидев, как звук проходит по тайным лабиринтам слухового прохода, где находится барабанная перепонка и какая она тонкая и чувствительная, и поняли, что нужно беречь свой слух и ухаживать за таким важным органов – ухом!
Изучая тему "Почему радуга разноцветная", мы с удивлением обнаружили, что солнечный луч белого цвета! Но, проходя через призму (а в природе это капельки воды), он преломляется на 7 ярких цветов. Узнали имя учёного Исаака Ньютона, первого исследователя этого явления природы. Конечно же, сделали красивые рисунки для оформления выставки работ в классе и выучили тематическую переменку по этой теме. Получилось весело и интересно!
На уроках математики продолжаем учить таблицу сложения, с переходом через десяток в пределах 20 и повторяем сложение и вычитание круглых чисел в пределах 100. Как вычесть сумму из числа? Здесь нам понадобились знания порядка действий в примерах со скобками и хорошая память о составе чисел. Первоклассницы осваивают эти примеры на простых задачах по тематическим картинкам.
Особенно ребятам нравится чертить отрезки и измерять их длину, пользуясь линейкой (с точностью до милиметра!)
Ещё одну новую ступеньку одолели девочки - научились складывать и вычитать именованные числа, с переводом величин.
Сложно ещё даются примеры на вычитание (13-6, 18-9, 15-7) с переходом через
разряд. Значит таблицу сложения знаем ещё не твёрдо... Есть чему учиться и к чему стремиться!
Очень интересный и познавательный учебник по русскому языку у первоклассников!
Он учит не только грамотно писать и знать правила правописания, но и учит детей взрослой жизни. Быть "добрым волшебником" для мамы и для друзей. Какие "чудеса" нужно совершать, чтобы стать добрым, умным и воспитанным. "Добрый человек придет, словно свет принесет"... Через стихи и пословицы учатся мои девочки этой
науке взрослой жизни. Читая отрывки из рассказов Виктора Драгунского о мальчиках ("Денискины рассказы"), ученицы поняли, что при общении нужно учитывать интересы своих друзей и взрослых людей. И очень важно не смеяться над товарищем, а объяснить ему то, что он не понял. Ведь интересно общаться с вежливыми и
воспитанными детьми. А этому нужно учиться! Основной темой этой недели на уроках русского языка были родственные слова. Их общая часть - корень. Нужно научиться находить его и выделять. Учились списывать
с учебника печатные тексты письменными буквами, правильно переносить слова с одной строки на другую, заполняя всё пространство тетрадного листа. Определяли основную мысль написанного текста и учились точно давать заголовок.
Во 2 классе на уроках русского языка ребята учились составлять текст по заданным
абзацам, корректировать тексты с нарушенной последовательностью абзацев. Продолжили изучать устаревшие слова, вышедшие из употребления, ведь они нередко встречаются в рассказах, сказках и повестях, которые мы читаем. Значение неизвестного слова ребята определяли по толковому словарю или пытались догадаться из контекста. Выяснили, кто раньше носил кольчугу и кафтан, кто такой боярин. А ещё успешно написали словарный диктант!
На уроках литературного чтения с наступлением весны ребята начали изучать раздел "Весна, весна красная". Познакомились с произведениями о родной природе, разучили народную песню-закличку про весну, учились выразительно читать. Учились воспринимать, понимать и представлять красоту природы, изучая лирические
произведения Анны Андреевны Ахматовой и Александра Сергеевича Пушкина. Работая с текстом, отрабатывали читательские умения (определяли жанр, тему и идею произведения). Учились находить нужную информацию в учебнике, отвечая на вопросы к тексту, находить описание предметов и явлений природы, составляли собственные словесные картины "Весна идёт".
На уроках математики продолжили изучать тему "Умножение и деление на два". Учились правильно называть компоненты при умножении и делении. Учим таблицу умножения, пока на два, но скоро ребята должны будут её знать всю! Конечно же, решали задачи связанные с делением и умножением на два – ведь так важно понимать, зачем мы делаем ту или иную работу. Повторяли и отрабатывали вычислительные навыки сложения и вычитания в пределах ста и успешно написали по этой теме арифметический диктант (даже и такие бывают!).
На уроках окружающего мира ребята продолжили знакомиться с достопримечательностями Кремля. Узнали, почему знаменитый Царь-колокол так ни разу и не зазвонил, какие важные события происходили на Соборной площади, почему одну из башен Кремля назвали Тайницкой, какие интересные экспонаты находятся в Оружейной палате. А также ребята познакомились с удивительными профессиями: кто такой булочник, как можно приготовить вкусные пирожки и крендели. Узнали, как раньше шили одежду и обувь, что такое сюртук и сафьяновые сапоги.
На этой неделе уроки русского языка в 3 классе были разнонаправленными: во-первых, мы продолжили учиться писать изложение. Оказалось, что не так-то это просто - пересказать письменно текст. Надо понять главную мысль, уметь составить план, выделить опорные слова и образные выражения, записать основную мысль каждого абзаца одним предложением, распространить эту мысль при помощи тех самых слов и выражений, составив еще несколько предложений. И при этом ничего не упустить, не нарушить последовательность изложения, написать, не сделав "любимых" ошибок... А потом еще и проверить, что написали! И отредактировать!!! Поверьте, это серьезный труд. Хочется, конечно, мгновенного результата... Но пока мы в начале пути - и в этом есть своя прелесть! Во-вторых, мы освоили правописание окончаний имен существительных после шипящих и "ц" и даже первично проверили, как усвоили. Почти уложилось. В-третьих, узнали, что слова могут образовываться не только привычными для нас способами (приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным), но и
сложением основ и даже целых слов. А самое главное - мы разобрали систему окончаний имен существительных всех трех склонений!!! И выяснили, что "обожаемым" для нас стало 3 склонение. Ну, что за прелесть: в словах этого склонения в единственном числе никогда не пришется буква "е"! Получается, и учить- то ничего не надо - разнообразие невелико - в "коварных" Р. п., Д.п. и П.п. всегда "и"! Только правильно определи склонение - и дело в шляпе. Даже не верится, сколько всего мы освоили за неделю!
Уроки литературного чтения - мгновения прикосновения к прекрасному. Сейчас это произведения Константина Паустовского: "Стальное колечко", "Теплый хлеб" - это рассказы или сказки? Автор считал их сказками, а мы нашли в них признаки и рассказа, и сказки. Какая же это радость, когда дети получают удовольствие от чтения произведения, иллюстрирования фрагментов, выразительного чтения (при этом оспаривая право читать первыми!) описания героев, заучивания фрагментов прозы наизусть, характеристики героев, анализа их поступков. И при этом искренне сожалеют, что произведение уже освоено, с ним нужно прощаться! Хорошо, что произведений Паустовского в программе 3 класса много. И, прощаясь с уже ставшим старым знакомым произведением, мы тут же переходим к следующему. И его нужно успеть прочитать, понять, проанализировать, полюбить...
Уроки окружающего мира уже которую неделю дают нам возможность ближе познакомиться с представителями животного мира. Мы уже почти не перепрыгиваем при рассказе о животных с головы на копыта и с хвоста на зубы - потихоньку осваиваем описание последовательное - "с головы до хвоста" по всем пунктам плана. Это нам точно пригодится на уроках русского языка и чтения! И попутно узнаем подробности о разных животных. Володя принес невероятную книгу Альфреда Эдмунда Брема с великолепными иллюстрациями. И каково было наше изумление, когда мы обнаружили, что изображения животных в нашем "Детском мире" - копии этих реалистичных рисунков! Любуемся!
И еще у нас появилась классификационная таблица, в которой мы можем найти все- все про классы, отряды, подотряды, семейства и т.д. Детям очень понравилось работать с ней.
А вот уроки математики заставили поволноваться: у некоторых вышли наружу не решенные вовремя - в 1 и 2 классах - вопросы. Мы ужаснулись, коллективно расстроились, но ищем пути выхода из кризисной ситуации. А главное - начинаем осознавать: если что-то когда - то прошло мимо, то рано или поздно отсутствие понимания даст о себе знать! И потому - есть повод мотивировать себя на дополнительные усилия в том, что не получается и не понимается. И выходит, что "любой провал - это скрытая удача". Несмотря на все эти временные невзгоды, мы
движемся вперед! Перешли к многозначным числам, познакомились с классом тысяч, его разрядами. А еще научились письменно складывать не только 2 слагаемых, но и 3, 4 ... И вообще - любое количество. Главное, чтобы хватило листа! И, конечно же, помним, сколько получившихся в результате сложения десятков, сотен, тысяч мы
держим "в уме"! Фраза этой недели (в связи с "неожиданно " закончившимися уроками): "А Вам не кажется обидным, что уроки закончились? Как-то слишком быстро!" (Макс)
4 класс.
На уроках чтения ребята знакомились с новым литературным жанром – очерком. Очерк — литературный жанр, отличительным признаком которого является художественное описание по преимуществу единичных явлений действительности, осмысленных автором в их типичности. В основе очерка как правило лежит
непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак очерка — писание с натуры.
А на уроках русского языка ребята попробовали написать сочинение-миниатюру в новом жанре.
Тема очерка была «Мой путь в школу». Но было дополнительное задание и по русскому языку. В свой очерк надо было включить новую часть речи – числительное. Ребята справились с необычным заданием.
На уроке окружающего мира четвероклассники обсуждали сложнейший вопрос - как возникла наша прекрасная планета Земля? Есть у Сергея Есенина хорошие слова: «Как прекрасна Земля и на ней человек…»
Мы – люди 21-го века. Мы, современные люди, посещаем Луну и даже устанавливаем измерительные приборы на Марсе. Полученные результаты исследований космоса просто захватывают дух. Чем больше знаний мы приобретаем, тем настойчивее встает вопрос: как же все это появилось? Вопрос о происхождении Земли всегда вызывал споры. Как произошла Земля? В каких источниках можно получить информацию о ее происхождении? Ответ кажется ясным – в книгах.
Вот и ребята рассказывали о гипотезах, которые существуют:
1) Научные версии рождения Земли.
2) Происхождение Земли с точки зрения Библии.
3) Древнейшие мифы о происхождении планеты Земля.
Чуть позже, изучая историю Древнего мира, ребята попробуют совместить "научную" теорию и библейскую. И узнать, отличаются ли они друг от друга, противоречат ли? Или нет?...
Конечно, вспоминали, что написано в наших книгах – «Божий замысел».
Ещё ребята рассматривали вопрос о смене времён года и дня и ночи на Земле. Для этого они взяли глобус и фонарь, выключили в классе свет… и каждый побывал и в роли Земли, и в роли Солнца.
Наглядно ребята увидели, как освещается наша планета. После эксперимента сделали выводы:
1) Земля вращается вокруг своей оси (условной линии, проходящей через центр северного и южного полюсов) совершает за сутки полный оборот. Благодаря этому астрономическому явлению день сменяет ночь. Когда на континентах, обращённых к Солнцу, горячий полдень, на неосвещаемых континентах - глубокая ночь.
2) Земля перемещается по эллипсовидной траектории вокруг Солнца, совершая полный оборот в течение 1 года-зима сменяет лето. Прекрасные открытия!
На этой неделе на уроках французского мы учились отвечать на вопрос Quel tempsfait-il aujourd’hui? (Какая сегодня погода?). Теперь ребята могут легко это сделать, ведь им знакомы на французском такие конструкции, как: «Светит солнце», «Жарко», «Холодно», «Дует ветер», «Хорошая погода», «Идет дождь», «Идет снег», «Гроза». Но этим наши познания не ограничились, потому что мы пошли дальше и взяли на себя смелость делать прогнозы на завтра, используя будущее время. Ребята формулировали свои гипотезы насчет предстоящей погоды и даже на
протяжении нескольких дней вели наблюдения в специальном дневнике. Кроме того, они давали друг другу импровизированные советы на тему того, что нужно одеть и взять с собой, когда идет дождь, или что делать и куда пойти, когда жарко и т.п. Теперь мы можем делать прогноз погоды не хуже метеорологической службы!
Еженедельный "Календарь Победы" в минувший четверг пополнился новыми рассказами.
6 класс продолжает изучение немецкого языка и – о, радость! - познакомился со склонением прилагательных. Это очень большая грамматическая тема, которая имеет много нюансов. В немецком языке существует три типа склонения прилагательных. Пока мы разобрали только теоретическую часть, а вот на следующей неделе начнем практиковаться, отрабатывать. Нам нужно будет научиться определять, по какому типу будет склоняться то или иное имя прилагательное. Девочки на этой неделе декламировали стихотворение Генриха Гейне «Loreley». Читали с выражением - большие умницы! Они проделали большую работу прежде, чем выучили стихотворение наизусть. Каждый день они слушали стихотворение в оригинале, чтобы понять, где сделать паузу, как произнести, а это очень большая фонетическая работа! На этой неделе девочки приняли участие в проекте «Mein Lieblingsspotler». Задание было: подготовить презентацию о своем любимом спортсмене и рассказать о нем на немецком языке. Пока мы пользовались заготовленными текстами и читали, а не рассказывали, но все старались. Будем трудиться дальше!
На уроках античной культуры мы немного повторили латынь, посмотрели, что мы уже знаем и умеем - написали проверочную работу по словам и отвечали на вопросы к тексту. Основной акцент в этот раз мы сделали на культуре. В рамках нашего "медленного чтения" «Энеиды» Вергилия, мы остановились на "праведном гневе Юноны" и его причинах. Чтобы лучше понять, кто такая Юнона, мы повторили прошлогоднюю тему средиземноморской Великой богини и взяли новый миф о помощнике Юноны Аргусе. Многоглазый Агрус иногда изображается с двумя ликами и, таким образом, он аналогичен римскому двуликому богу Янусу, смотрящему в
прошлое и будущее, богу дверей, начала и конца (заодно мы узнали происхождение слова январь). Превращение Аргуса в павлина одновременно прекрасно и ужасающе, а прекрасная корова Ио, которую он сторожил, одновременно и сама волоокая Гера-Юнона, гонящая и страдающая. Эта богиня - само выражение человеческого
естества, которому так необходимо сверхъестественное. Эти образы мы сравнили со средневековыми изображениями Георгия и змея и с образами на картине Пикассо, посвященной Второй мировой воине, и нашли много общего.