В программе Русской Классической Школы нет такого предмета, как «Окружающий мир». А наш
1 класс учится именно по этой программе.
Мир вокруг нас сложен и многогранен. Дети сталкиваются с ним ежедневно, ежечасно, ежеминутно и постоянно его познают. Познание мира естественно вплетено в контекст самой жизни, органично вырастает из практического, действенного опыта ребёнка и его отношений с близкими людьми. Поэтому "Окружающий мир" присутствует у первоклашек и на уроках чтения, и математики, и письма. И ещё на уроках Природоведения. На этих занятиях, смысл которых вытекает из самого названия, ребята учатся внимательно относится к окружающему нас миру. Наблюдать, замечать и давать правильную оценку. Так как дети многое познают через зрительные образы и зрительное восприятие является очень сильным, то уроки Природоведения практически целиком состоят из творческой работы: рисования, аппликации, лепки. Например, говоря об осени, первоклассники обсуждали, какого она - осень - цвета. И учились сами смешивать эти осенние цвета, подглядывая на картины художников. А когда погода изменилась, деревья сбросили листву, ребята на уроке обратили внимание, что и цвет природы тоже изменился...
Есть ещё одно явление, связывающее невидимыми нитями все представления о мире, — это язык. При внимательном и глубоком отношении к нему можно видеть сокрытую в языке природу, взаимосвязь и смысл вещей для человека, картину мира, историю культуры народа и его духовность. Осознанно постигая родной язык, ребёнок продвигается к пониманию связности, цельности мира для человека.
Первоклассницы подробно разбирают устаревшие слова, читая букварь, решая задачи в арифметике, подбирают синонимы. Стараются объяснить своим детским языком смысл старинных слов.
Очень нравятся девочкам стихи русских классиков об осени. Они уже могут найти образные выражения в тексте. Девочки выучили стихи Фёдора Тютчева, Сергея Есенина, Людмилы Татьяничевой.
2 класс тоже наблюдал за природой. А что может быть интереснее, чем замечать, как ежедневно природа живёт, подчиняясь удивительному Божественному устройству. Как ночь сменяет день, зима - осень... Свои наблюдения за природой девочки-второклассницы записывают в дневник наблюдений, учась с помощью условных обозначений отмечать дождь, солнце, туман.
На уроках математики много внимания отводится решению задач. Уже и задачи в два действия второклассники разбирают, и сами придумывают свои задачи.
Состав слова - вот, что занимает умы второклассников на уроках русского языка. В прямом смысле ребята учатся "зрить в корень", постигая самую сердцевину, самое ядро слов родного языка.
Без открытий не обошлось и на уроках чтения. Иван Андреевич Крылов на этот раз поразил воображение учеников.
Успешно освоив счёт до 12 на немецком языке, ученицы 2 класса перешли к изучению названий цветов. Оказалось, что их так легко можно освоить с помощью игр. Цветам посвятили несколько занятий, ведь столько интересных заданий предложили авторы учебника про маленькую Анну: тут и игры с мячом, и загадки, и карточки на тренировку памяти, песенки и раскраски. Ученики научились говорить про свой любимый цвет, про рисование и смешивание красок. Больше всего полюбились детям песенки про цвета и цифры – не было урока, чтобы в классе ни раздавалось звонкое детское пение. От цветов перешли к теме школьных вещей, совсем скоро дети ловко расскажут всем желающим на немецком, что же они носят в своих школьных ранцах.
А вот 3 класс пошёл дальше и теперь на уроках русского языка разбирает уже не слово, но предложение, выделяя главные и второстепенные члены, и уже с такой "учёной" позиции ребята понимают, насколько важны эти второстепенные члены предложения, несмотря на их название, как обогащают и украшают они речь.
И если 2 класс вовсю складывает и вычитает в пределах 100, то 3 класс занят умножением и делением, при этом так же много решая задач.
Наблюдая изменения в природе, третьеклассники разбирали значение воздуха, воды и почвы, круговорот воды и веществ в жизни всего живого.
На уроках
олимпиадной математики проходила игра "Математическая карусель". Ребята разбились на две команды и решали задачи, стараясь не допускать ошибок, поскольку даже после одной ошибки следующая задача уже будет стоить гораздо меньше баллов. Всю игру команды шли нос в нос, до последних минут не было понятно, кто победит. В итоге победители все же определились, но отрыв был минимальным, так что можно сказать, что все отлично потрудились! Тем не менее, несколько задач не были решены никем, поэтому в следующий раз третьеклассников ждала серия задач "Ошибки прошлого", где они всё же разобрались с совершенными на игре ошибками и выяснили, что всё было не так уж сложно. Главное было - внимательно проверять свои ответы, с этим пока не все всегда справляются, но прогресс налицо.
4 класс с октября по нынешний момент по объективным причинам работает в цифровом пространстве и смешанном очно-заочном формате. Таковы законы времени.
Ребята приняли правила этой игры: ни минуты не тратить впустую. Вовремя заходим на урок, под рукой все, что нужно. Так что, с точки зрения дисциплинированности, ученики "в плюсе". На дистанционном уроке все вроде вместе, но каждый у себя в комнате, соответственно, никто никому не мешает. Главное на уроке - понять принцип (вычисления, решения задачи, применения правила и т.д.), сформулировать задание, но каждый работает в своем темпе. Получается, что кто-то выполняет за урок больший объем. Так активная работа на уроке стала поводом сократить размер заданий на закрепление. Кто отработал время урока эффективно, присылает фото сделанного "сверх нормы" и получает "плюсик" (4 плюсика - дополнительная положительная оценка) и минимум заданий в домашней работе. Вторая находка (на уроке математики) - ненормированность количества материала для тренировки. Называются страницы для отработки навыка и сопровождаются фразой: "Сделайте столько, сколько хочется и нужно каждому, чтобы безошибочно выполнять операцию". Самое интересное - никто не делает "0 заданий", как минимум 3-4 примера, или пару задач, или одно-два уравнения. Хорошо, что у ребят появляется возможность проанализировать, понятно или нет, оценить, сколько конкретно каждому требуется материала, чтобы освоить тему и стимул мотивировать себя на работу. А в начале следующего дня обмениваемся впечатлениями: какие вопросы, что понравилось, что было сложно. Стиль работы 4 класса можно назвать "Сам себе режиссер".
Французский язык
Ученики младшей школы усердно трудились над пониманием того, как правильно называть по-французски время суток. А это задача не из легких! Даже на русском языке ребята еще испытывают некоторые трудности такими оборотами, как «половина первого» или «без четверти шесть». Но тщательный разбор материала и не один расписанный по всем делениям циферблат, помогают не только научиться называть время по-французски, но и научиться определять его по часам со стрелками на родном языке! Еще ребята познакомились с национальным флагом и символом Франции и узнали, что цвета наших флагов идентичные – только следуют в разном порядке и направлении.
5 класс
Русский язык
В первой четверти процесс обучения в 5 классе проходил тяжело. Детям был предложен новый формат восприятия материала по русскому языку, который не практиковался в начальной школе. Поэтому переход возможен только при тесном сотрудничестве учителя и ученика. Моя задача на данном этапе возбудить у детей интерес к процессу вдумчивого грамотного анализа языкового фрагмента речи, выраженного текстом. Анализа, подобного археологическим раскопкам, когда каждая деталь (звук, слово…) приобретают свою значимость. Что возможно лишь при определённом наборе знаний и умений.
На сегодняшний день, придерживаясь принципа целостного и разностороннего вхождения детей в родной язык, отражённого в идеях
К.Д.Ушинского, мы продолжаем работать с текстом (предложением), характеризуем его с точки зрения синтаксиса и пунктуации, учимся
правильно указывать части речи и их морфологические признаки. Определяем лексическое значение языковых единиц, употреблённых в
прямом или переносном значении. Практикуемся в подборе синонимов, антонимов, омонимов. Учимся находить в тексте церковнославянизмы по их отличительным признакам, многозначные и однозначные слова.
В дальнейшем мы продолжим знакомство с новыми языковыми понятиями: паронимы, историзмы, архаизмы, неологизмы, фразеологизмы, научимся узнавать их в речи (тексте). Одновременно (на уроках штудии) дети познают основные принципы
русской орфографии, учатся видеть морфемы (части слова), в которых происходят фонетические несовпадения. Эта работа предполагает обязательное закрепление материала дома. Домашнее задание необходимо
выполнять обязательно к следующему уроку, подчёркивая изучаемые орфограммы. Самостоятельно выполненное домашнее задание – это критерий, который оценивает готовность ученика к последующей работе. Ребята, ещё вчера бывшие учениками начальной школы, постепенно учатся ответственности за полученые знания.
Отдельным уроком преподаётся ученикам 5 класса и каллиграфия, как неотъемлимая часть грамотного овладения родного языка не только в речи, но и на письме. Красивом, уверенном письме.
Литература.
Ребята начали изучение Древнерусской литературы. Прикоснулись к настоящим источникам, первый из которых - "Повесть временных лет", памятник литературы 12 века. Повествование нелёгкое для чтения, но описываемые события помогают оживлять исторические фильмы. На уроках литературы очень важно научиться читать текст - видеть, считывать то, что хотел передать нам писатель или книжник - так называли тех, кто владел грамотой на Руси и мог переписывать и создавать книги.
Без этого умения очень сложно вообще жить - ведь так часто перед нами встаёт задача увидеть "другого", не своё виденье о чем-то сложить, а максимально объективно увидеть " другого", понять, что "другой" - это не ты... Это реализм в литературе. Это жизнь в её многообразии.
Математика.
Вспоминали задачи про движение. Оказывается, что даже если по дороге едет только один автомобиль, то может возникнуть много разных сложностей: он может и замедлиться, и развернуться, и остановиться. Кроме того, может считаться расстояние от него до любой другой точки. Всё это кажется непростым и непривычным по сравнению с задачами начальной школы, но с помощью логики и здравого смысла ребята смогли сами найти подход к решению таких вопросов. А дальше их снова ждали дроби и задачи на нахождение частей и целых. Это, без преувеличения, очень важная для освоения тема, ведь, как минимум, всем приходится пересчитывать различные дозировки лекарств или адаптировать кулинарные рецепты. Частично практика по таким задачам прошла в формате игры "Математическое домино", где начавшая неудачно Соня смогла победить с внушительным отрывом от мальчишек.
Античная культура.
Ребята продолжают изучать римские ценности. Рассмотрели благочестие (pietas) как важную часть воинской дисциплины и способ преодолевать любые неприятности.
Уроки отчасти проходят в формате научно-исследовательской лабораттории, вместе с учениками мы разрабатываем уникальную таблицу-иерархию римских ценностей, которая поможет взглянуть в суть римского памятника и по-новому прочитать латинские стихи, понять всю глубину римской серьезности и вместе с древними оценить всю глубину латинского юмора. Так же мы продолжаем изучать разговорные фразы на латыни, учимся здороваться и представляться на языке.
Ребята научились приветствовать друг друга на латинском языке. В шутку поприветствовали статуи Юлия Цезаря, его жены, поговорили о наиболее значимых событиях жизни Юлия Цезаря. Чтобы лучше понимать приветствия, мы прошли тему повелительного наклонения. Интересно, что образуется оно совершено как у некоторых слов в русском языке. Но еще есть специальный отрицательный императив, он образуется интересным «дореволюционным» способом: «Не смей мне перечить!» «Не извольте беспокоиться» Выучили важные фразы:
- Евангельское слово Христа по Воскресении: «Не прикасайся ко Мне» - «Noli Мe tangere». Именно этой латинской фразой называются картины западноевропейских художников Возрождения и последующих веков, изображающие встречу Марии Магдалины и воскресшего Спасителя.
- последние слова Архимеда перед смертью: «Не трогай мои чертежи!» - «Noli tangere circulos meos».
Французский язык
Ребята тренировались спрашивать и называть маршрут на карте города, а еще изучали слова и грамматические конструкции, помогающие рассказать об их разнообразных коллекциях: марок, открыток, камней и т.д. Оказалось, что Денис Самойлов обладает очень необычной коллекцией: он коллекционирует насекомых.
Также познакомились с географией Франции и ее соседями. Ребята очень удивились, узнав, что всемирно известный Ла-Манш (по-французски la Manche) означает «рукав», и что во Франции, территория которой примерно в 30 раз меньше территории России, население страны меньше всего в 2 раза и составляет примерно 65 миллионов человек.
Английский язык
"Несмотря на то, что в этой школе я начала преподавать только в этом году, я уже прочувствовал на себе общую атмосферу комфорта, спокойствия, уюта и Знаний! Считаю последнее все же определяющим для любой школы. Немногочисленные классы дают возможность применять творчество, диверсификацию заданий (при необходимости), варьировать темы уроков в зависимости от усвоения/сложности/настроя Учеников и тд.
Домашние работы делаются с неохотой (у 5х классов), что неудивительно для этого возраста. Поэтому большая часть труда приходится на урок. Тут, применяя разные инструменты, удаётся замотивировать, включить, заинтересовать! Во многом это заслуга самих детей, которые отличаются любознательностью и живостью ума!
Главное, для педагога - продолжать показывать свою страсть к предмету. Тогда и ученики заразятся ею!"
Валерия Олеговна Желнова, педагог английского языка.
География
Карта - один из самых древних и самых интересных географических обьектов. По ней можно путешествовать, словно по миру. Переплывать Атлантику, бродить по материкам, отправляться во льды Гренландии. Ученики 5 класса изучали мировые достопримечательности, находили их местоположение на карте мира - от города до материка. Но карта не является единственным источником географической информации, поэтому ребята на уроке сделали схему всех носителей, которые помогают нам получать географические данные.
История
Ученики продолжили изучение истории Древнего мира, совмещая научный и библейский взгляды на изучаемые вопросы. Акцент был сделан на освоении библейской истории Исхода Народа Божьего - ветхозаветной Церкви - из Египта и основании Израильского Царства в Палестине, которое имело как конкретно-историческое, так и глубоко символическое значение для древней и мировой истории.
Изобразительное искусство
На этих уроках ребята снова вспоминают те события, о которых они говорили на уроках истории, только с позиции изобразительного искусства, и не только того времени и тех мест, но и последующих художников, своим талантом, чуткостью проникавших в суть явлений, бывших много веков назад. Так, первым делом ребята познакомились с наскальными изображениями, поговорили о времени их появления, соотнеся с историческими событиями, а потом сразу познакомились с различными изображениями Ноева Ковчега, созданными от 12 до 17 века. Обсудили, как художники, читая Писание, фактически изображали его в красках, и что такие изображения нередко - толкование строк Библии.
Ребята прошли на истории цивилизацию Древнего Египта, а на уроках изобразительного искусства познакомились со всеми жанрами его искусства, рассмотрев разные памятники. Обсудили основные особенности древнеегипетского искусства: одновременное изображение человека в фас и профиль, причины такого подхода; и часто встречающееся фризовое построение композиций. Упомянули, что обе эти особенности встретятся в христианском искусстве, пусть и в несколько ином виде. Уроки изобразительного искусства - это не уроки истории искусства, поэтому разговор плавно переходит в практику. Коль скоро речь шла о самых первых памятниках живописи, то уместно было заглянуть в самое начало краски. Ребята сами смешивали краску из цветных пигментов и яичной эмульсии, которую тоже сделали прямо на уроке. Такими красками ученики выполнили свободные копии фрагментов древнеегипетских росписей. Кстати, здесь уместен был разговор о наблюдательности: в рельефах, росписях и даже архитектуре Древнего Египта много точных изображений окружающего мира.
7 класс
Русский язык
На уроках русского языка в 7 классе практикуется та же форма работы, как и у пятиклассников, но для решения лингвистических задач выбираются более сложные образцы текстов. Языковые единицы изучаются подробно и углубленно. В первой четверти особое внимание уделялось изучению новых частей речи: причастию и деепричастию. Во второй четверти расширяется знания учеников о наречии, закрепляется понятие о категории состояния как самостоятельной части речи.
Отрабатываются различные виды заданий: словарные, творческие, объяснительные диктанты, сочинения, изложения все виды лингвистического разбора, вопросы по теории языка, практические работы, тесты, в том числе по типу заданий ЕГЭ, лингвистические задачи различной сложности, индивидуальные задания.
Литература
Ученики, погрузившись в литературу 18 века - удивительный мир, который часто остаётся за кадром, ведь читать эти произведения по большей части действительно сложно - попытались прикоснуться к ней и увидеть, как запускались те процессы, которые дали мощный толчок тому, что сейчас происходит в культуре. Выявить закономерности развития - дело нелёгкое. Но этому следует научиться, ведь впереди - целая жизнь. И реализм, к которому нужно пробраться сквозь неприжившийся на русской почве сентиментализм и преодоленный русской культурой романтизм.
Математика
Полным ходом идет изучение геометрии, а именно признаков равенства треугольников. Тут пока более серьезная обстановка, чем в 5 классе, от учеников требуется максимальная концентрация, ведь они оттачивают свои навыки по логичному записыванию собственных решений.
Физика
С первых дней учебный процесс пошёл довольно легко, потому то маленькое количество детей в классе позволяет вести занятие в формате диалога, а значит достигать наибольшей вовлечённости. Ребята активно отвечают на мои вопросы и спрашивают сами, ищут информацию самостоятельно.
Немецкий язык
Уроки немецкого проходят каждый день и начинаются, как правило, с немецких и русских скороговорок, которые помогают поставить дикцию и произношение, активизируют речевой аппарат (во время ранних утренних уроков это особенно актуально). Ученицы 3-го года обучения закончили учебник Logisch Neu и начали развивать и углублять свои знания с помощью учебника Geni@l neu klick, в основе которого также лежит коммуникативная методика. Много времени на уроке посвящается устной отработке речевых оборотов, общению в разных ситуациях, применению грамматических правил в речи. За рамками учебника ученики дополнительно получают знания в области лингвострановедения: например, за прошедшие пару недель, ученики узнали, что такое конфирмация у христиан-католиков в Германии , какие традиции с ней связаны, а также почему в Германии много переселенцев из Казахстана – этому был посвящён неадаптированный фильм на немецком языке, который посмотрели и обсудили с большим интересом. Не оставили без внимания и классиков немецкой поэзии – сравнили и выучили наизусть стихотворения Г. Гейне и Ф. Шиллера и их переложения на русский язык великими русскими поэтами - А.А. Фетом, М.Ю. Лермонтовым, Ф.И. Тютчевым.
Античная культура
На уроках ребята говорили о привычке (consuetudo) как самом нежном и приятном, ценном чувстве и любви, страсти (amor) как пугающем слове и значительной антиценности.
Посмотрели видео на латинском языке и разобрали, о чем в нем говорится: мы изучили римский календарь, летоисчисление, название дней и месяцев интересных исторических событиях в которых фигурируют эти названия. Мы поговорили о том, какое влияние Рим оказал на христианскую культуру — о противоречиях Юлианского и Григорианского календаря и истории разделения праздников Рождества и Крещения, назначения длинных Святок в противовес римским Сатурналиям. Так, казалось бы, неожиданно на уроках по античной культуре ребята знакомятся с истоками культуры христианской, узнавая предпосылки тех или иных традиций, обрядов, обычаев.
География
Прошел географический диктант - ученики демонстрировали знание расположения крупнейших объектов рельефа, водных объектов мира. В ходе контрольного опроса ученики вспомнили, почему без атмосферного давления мы не смогли бы пить и дышать, почему бутылку с воздухом, набранным в горах, расплющит на равнине, где и от чего образуются торнадо.
История
7 класс, как и 5 класс, изучает историю Древнего мира, совмещая научный и библейский взгляды на происходившие события. Такой подход требует значительно больше времени, а потому и древний мир является предметом исследований 7 класса, и часов истории у ребят много. Но подход этот, безусловно, оправдан. Он позволяет преподавать ребятам не отдельно взятые предметы, а преподавать системно. В школе нет отдельного предмета Закон Божий, но эта дисциплина пронизывает уроки истории, античной культуры, литературы, русского языка.
Также, параллельно, продолжает изучаться курс Отечественной истории. Был изучен период становления Древнерусского государства, от его возникновения в 862 году до принятия Крещения Русью, изменившего сам характер русской истории и разделившего его на до и после. Отечественная история изучается с особенным акцентом на подробное освоение фактологического материала, хотя и в отношении к нашей истории, достаточно поздней и современной по сравнению со многими библейскими событиями, в той же степени характерно рассмотрение глубин её значения и характера происшествий с точки зрения библейского взгляда на историческую реальность. И опять же, ради этого глубокого подхода к истории нашей Родины, и изучают ученики историю Древнего мира столь внимательно, не поверхностно, обговаривая причины и последствия происходивших событий, находя их отголоски в истории своего народа.