Говорят, классический детский вопрос «Почему?» у современных детей уступает место вопросу «Зачем?» Вряд ли можно согласиться с тем, что это так у малышей, но вот в школах это действительно один из самых часто задаваемых вопросов. Зачем мне этот предмет? Где я могу его применить? Нужны ли мне эти знания, если я не собираюсь становиться физиком, биологом, математиком и далее по списку? Часто вопрос даже не в прикладном значении предмета, а в том, «про что» этот предмет лично для меня. Одна из главных задач для самых старших – 8го (уже 8го!) класса – задача на осознанность. С нее мы и начали учебный год. Обсуждали, что география России – это, во-первых, про красоту. А раз так – каждый выбрал себе регион, который кажется ему интересным, подбирал самые-самые фотографии, читал, смотрел и рассказывал интересные факты. Ребятам помогли летние путешествия: Владу пригодилось видео прекрасного кузнечика, оказавшегося при ближайшем общем рассмотрении саранчой, Саше – фото красивейшей Крымской жужелицы, Жене – чудесные фотографии Крымских гор. Дальний Восток, Алтай, Кавказ, Крым – такие далекие точки, но такие невероятно, завораживающе красивые. География России – это, несомненно, и люди. Без них – отчаянно смелых, неугомонных, иногда очень практичных, иногда романтичных, возможно, знаменитая русская Сибирь не была бы русской. Ерофей Хабаров, братья Лаптевы, Витус Беринг, Степан Крашенинников – искать информацию, рассказывать и слушать о них – одно удовольствие. География России — это, конечно, о точных причинно-следственных связях. Почему за окнами нашей школы снова идет хлопьями снег и кружит ветер? Это очередной циклон с женским именем. Эльза, Мария, Надя – сколько их уже было этой зимой. И ребята выстраивают связи – мы живем в Европейской части России, к нам постоянно приходят ветры с Атлантики, ведь еще с прошлого года мы знаем про Западный перенос воздушных масс, а именно Атлантический океан – «фабрика» циклонов. Вот и идут они к нам один за одним. Только недавно на уроке говорили про суровую Сибирь – выясняли, как меняется с запада на восток континентальность климата в нашей огромной стране. И вот слышим и пишем в общую группу новость – В Оймяконе - -49! На уроке обсуждаем, почему. Так это же мировой полюс холода – ни один, множество факторов сошлись в этом удивительном месте. Именно здесь, а не в Великом Устюге, настоящее царство Мороза.
Самое удивительное узнаем тогда, когда оказывается, что на далекой вроде бы анатомии (действительно, какая связь между географией и строением человеческого тела) часто действуют те же закономерности. Например, ребята давно знают, что воздух движется из областей высокого давления в области низкого давления. Именно так на нашей планете возникают ветры. Однако на уроке по теме «Дыхательная система» выяснилось, что и дышим мы по тому же принципу – делая вдох, затягиваем воздух в грудную клетку, где давление ниже атмосферного. Понимание, как ни парадоксально, рождает шквал вопросов и попыток найти ответы: что будет, если герметичную плевральную полость повредить и давление возрастет, как происходит отдача кислорода и забор углекислого газа (на этом вопросе выясняется, что и тут работает физика, а именно диффузия), можно ли спасти человека, если повреждена артерия и кровь бьет под напором «насоса» - сердца и так далее и так далее. Очень часто на уроках биологии обращаемся и к химии – а как без нее понять, что гемоглобин «цепляет» к себе 8 атомов кислорода и несет их по организму, словно паровоз, что без окисления не появляется молекула «энергии» -аденозинтрифосфат (за пару месяцев мудреное название стало привычным и теперь уже восьмиклассники произносят его, как скороговорку, наперегонки). Научным путем пришли и к тому, что разговоры взрослых о вреде курения – не воспитательный маневр, а научная истина. Ведь теперь ребята знают, что гемоглобин образует соединение с угарным газом намного более прочное, чем с кислородом. И, конечно, особый интерес вызывает работа с моделями – сердце с ниточками, показывающими, как работают клапаны, почка. Ну а скелет, названный в начале года символичным именем Костя, знаком уже всей средней школе.
А что же 6 класс? Здесь открытие закономерностей устройства природы тоже выводит на взаимосвязь с другими предметами. Так, например, рассчитывая относительную влажность воздуха, составляем пропорции, строя розы ветров – рисуем графики, пытаясь определить температуру воздуха на высоте полета самолета, решаем математические задачи. Так и складывается постепенно целостная картина мира. Кроме того, ребята начали вести географический словарь, ведь 6 класс – это время освоения понятий, географических терминов, основ научных географических теорий. Так, подробно разбирались в теории дрейфа материков Альфреда Вегенера, представляли, как движутся огромные плиты по раскаленной и вязкой магме, словно куски картона по волнам, как сталкиваются и вспучиваются горами, подплывают друг под друга и образуют желоба. Смотрели видео с извержением вулканов, придумывали кроссворды и тесты друг для друга, учились работать на контурной карте и писать географические диктанты. На каждом уроке ребята достают атлас, ведь без географической карты, этой величайшей наглядности, изобретенной человечеством, очень многое оставалось бы непонятным. А впереди шестиклассников ждет красивейшая гидросфера, разнообразная биосфера и итоговое понимание взаимосвязей всех четырех оболочек Земли.
Наталья Владимировна Чудина, учитель географии и биологии Семейной школы "Вифания"