Вифания

Приходская школа

при приходе храма св. прав. Иоанна Кронштадтского в Жулебино

О прошедшей неделе 27.01.2020-31.01.2020.

Начальная школа.
 
Для первоклассников предыдущая неделя ознаменовалась новым этапом в жизни:
Букварь и Книга для слушания заменились на учебники по Русскому языку и
Литературному чтению.
Теперь они сами читают не только предлагаемые тексты, но и задания к ним, ведут
литературную тетрадь, оформляют обложки к прочитанным произведениям по
определенной схеме и учатся отличать произведения по жанру. Например, теперь
они могут отличить литературную сказку от русской народной.
Ещё недавно мы учились писать первые буквы и слова, а теперь записываем
предложения и тексты и знаем, чем устная речь отличается от письменной. Но и это
еще не все открытия! Как мы отличим одушевленные предметы от неодушевленных?
Простые вопросы кто? и что? нам помогут.
На любимых уроках окружающего мира искали ответы на вопросы, где живут белые
медведи и может ли белый медведь напасть на пингвинов? Чем отличаются
африканские и индийские слоны?
Интересной и увлекательной была работа на уроках с физической картой России и
глобусом. Где Северный полюс, а где Южный? Где проходит экватор? Всё это нужно
было найти и показать своим одноклассникам.
А помните, мы вам рассказывали и показывали наш мини-огород? В пятницу мы уже
снимали первый урожай зелёного лука! Обед о своими овощами оказался гораздо
вкуснее!
На уроках немецкого языка первоклассницы учили цифры от 1 до 10. Было много интересных заданий. Нужно было и повторять, и искать, и раскрашивать. И, конечно же, считать! Мы посчитали, сколько у нас глаз, ушей, рук, пальцев. Посчитали все предметы на карточках. Посчитали всех животных на большом рисунке. Но уметь называть цифры или уметь считать - это не самое главное, чему мы научились. Также очень важно, выполняя задания вместе, быть вежливыми, помогать друг другу, если кто-то что-то не понял, и не расстраиваться по пустякам. Ведь впереди у нас ещё очень много заданий и много открытий в этом увлекательном путешествии по океану немецкого языка.
 
2 класс на уроках русского языка познакомился с однозначными и многозначными
словами. Что такое лук? Только ли это растение, которое так полезно для всех нас и
растет в 1-м классе на подоконнике? Конечно, нет! Это еще и древнее оружие.
Сравнивали значение слов, выясняли причины появления у слов нескольких значений
и – ура! - научились пользоваться Толковым словарем. Казалось бы, много ли
премудрости - заглянуть в Толковый словарь? А вот наши второклассники с
удивлением узнали, что в толковом словаре не объяснят то, откуда произошло то или
иное слово и не переведут слово с одного языка на другой. В толковом словаре
дается значение слова, одно или несколько в зависимости от конкретного слова. Так,
например, слово «лук» будет иметь две отдельные словарные статьи – перед нами
омонимы, а вот слово «сказка», например, одну, но включающую в себя три значения,
потому что слово «сказка» многозначное.
Что мы делали еще? Учились соотносить заголовок с основной мыслью текста,
познакомились со структурой и цельностью текста, тренировались в подборе
возможных окончаний к незаконченным текстам. Конечно же, повторяли изученные
орфограммы в корне слова, правила написания прописной буквы, словарные слова и
написали словарный диктант.
На литературном чтении читали сказки о животных, сравнивали русские народные
сказки с авторскими, отрабатывали навыки выразительного чтения, составляли
словесный и картинный план для пересказа, пересказывали сказку кратко и подробно
от лица главного героя, давали характеристику героям и даже оценивали их поступки.
Всегда ли легко дать оценку тому или иному поступку героя? Всегда ли поступки
однозначны? Наши второклассники пока только учатся анализировать
художественное произведение, перед ними не ставится сложных задач, герои сказок
чаще всего имеют положительный или отрицательный характер, а вот не так давно 6-
му классу приходилось писать сочинение о плохих и хороших поступках Владимира
Дубровского. Там уже все не так однозначно - получилась целая философская
беседа!
По математике отрабатывали вычислительные навыки сложения, вычитания,
сравнение двузначных чисел, повторяли алгоритм нахождения неизвестного
слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого. Все эти правила и знания нам нужны для
дальнейшей работы, например, для решения уравнений. Не забыли повторить и
единицы длины и между делом познакомились с единицей массы - килограммом!
Теперь ребята могут решать задачи на нахождение массы предметов - очень важное
в жизни умение!
На уроках окружающего мира обсудили характерные признаки диких и домашних
животных. Ребята сейчас активно развивают устную речь. Помогают им в этом
всевозможные сообщения, доклады и обсуждения прочитанного или увиденного. На
этой неделе второклассникам нужно было подготовить рассказы о значении
домашних животных для человека и уходе за ними – все молодцы! Все справились!
На уроках французского языка научились рассказывать, во что мы любим играть и на
чем умеем кататься. А еще мы размышляли над тем, чего же мы хотим на день
рождения и как хотим его отметить.
 
В 3 классе последняя неделя января была насыщенной по всем предметам.
Уроки математики позволили отработать то, что по результатам работы прошлой
недели оказалось не совсем уложившимся в сознании. Теперь с уверенностью можно
сказать, что алгоритмы действий при делении двузначного числа на однозначное,
двузначного на двузначное (без остатка и с остатком) приняты всеми к исполнению!
Наш Максим говорит об этом: «Я так понял, что прямо очень-очень понял!» Кроме
«железобетонного» закрепления, продолжили работу по теме «Доли» - теперь доли
встречаются не просто в вычислительных заданиях, но и в задачах. И вот тут
«вкусные и прекрасные» доли начинают проявлять характер: ну как с ходу понять,
дано целое или часть. И что же нужно найти??? Но мы обязательно их освоим. Из
новенького - тема «Часы» и такая долгожданная - «Трехзначные числа». Пролистали
учебник до конца и восхитились ОГРОМНЫМИ числами, которые уже скоро будем
щёлкать, как орешки.
Русский язык, наш родной и великий, и его шесть падежей держат нас в тонусе. Вроде
уже все запомнили, знаем вопросы падежей и слова-помощники, но предлоги каждого
падежа периодически от нас ускользают, а мы их упорно ловим. Падежи очень скоро
станут нашими «старыми друзьями», надежными товарищами в деле грамотного
написания безударных окончаний! Зато новая тема «Правописание суффикса -ок- в
именах существительных» пошла «на ура»! Вспомнили правописание «-ек - /-ик-» и
приняли на вооружение новый суффикс, ещё раз убедились в том, что в слове может
быть не только один, но и два суффикса.
На уроках окружающего мира мы работаем с научно-публицистическими текстами
К.Д. Ушинского и учимся выделять главное в прочитанном, делать конспект
(готовимся к средней школе), составлять схемы и пересказывать по ним учебный
материал. Нужно отметить, что получается все лучше и лучше.
На уроках литературного чтения мы познакомились со стихотворениями Спиридона
Дмитриевича Дрожжина, сравнивали стихи разных авторов о нянях и бабушках,
учились формулировать главную мысль, торжественно читали наизусть отрывки
стихотворения «Русь» Ивана Саввича Никитина... На этом пока выныриваем из
океана поэзии, чтобы глубоко вдохнув, нырнуть в прозу Дмитрия Наркисовича
Мамина-Сибиряка (узнали, что фамилия, под которой печатался писатель,
оказывается - псевдоним, настоящая фамилия - Мамин). Рассказ «Приемыш» о
лебеде, лесничем Тарасе, псе Соболько нас поразил своей проникновенностью и
художественными средствами (вроде рассказ-повествование, но в него органично
вплетены элементы описания и рассуждения), много устаревших слов - они создают
уникальный образ; сказка «Умнее всех» заставила посмеяться и заодно раскрыла
секрет, что можно определять характер героя по его действиям и особенностям речи.
Очень полезное знание для умения общаться с людьми!
На уроках французского языка ребята погружались в кулинарную тематику и выучили
немало новых слов и конструкций на эту тему, ну и конечно, пару новых задорных
песенок – куда же без них!
 
В 4 классе на уроке окружающего мира ребята знакомились с экосистемой
луга, узнали, какие растения и животные живут на лугу, как они
соседствуют. Оказывается, главную роль играет пищевая цепь экосистемы луга.
Все живые организмы луга взаимосвязаны: растительноядные насекомые, птицы
и млекопитающие питаются луговыми травами и их семенами, насекомые-опылители
(пчелы, шмели, бабочки) питаются нектаром и пыльцой цветов, насекомые служат
пищей для насекомоядных птиц, например трясогузок. На луговых птиц охотятся
птицы-хищники: коршун, сокол, пустельга. Мышки-полёвки являются основным
кормом для лисиц и для сов. Отмершие растительные и животные
организмы перерабатываются в почве бактериями и беспозвоночными животными.
Перегнившие остатки трав и цветов служат плодородным субстратом, на котором
растет богатая луговая растительность.
И вдруг простой луг, в разные месяцы радующий глаз разными цветами: желтыми
купальницами - в мае, сиреневыми колокольчиками и бордовыми смолками - в июне,
белыми ромашками - в июле, всеми оттенками охр высохших и заколосившихся трав -
в августе - становится целым большим миром, микрокосмосом, где все выполняют
свою работу, играют свою важную роль, каждый на своём месте. Вот вам и простой
луг!
На уроках математики ребята приступили к изучению темы «Деление столбиком на
двузначное число». Тема непростая, потому что требует внимательности: малейшая
неточность даёт неправильный результат вычисления. Но зато и никаких сложных
формул нет: нужно понять и запомнить алгоритм действий и много-много
тренироваться, тогда и любое вычисление всегда будет по плечу, и к более сложным
темам в математике, а позже и физике, химии, можно будет переходить не боясь. Не
забываем мы и о том, что любой приобретённый навык помимо основной пользы
приносит и незаметную на первый взгляд, но не менее важную пользу: развивает наше
мышление, последовательность, усидчивость, умение доводить дело до конца.
На уроках литературного чтения ребята вновь встретились с творчеством Самуила
Яковлевича Маршака. Почему вновь? Конечно, потому что его стихи все знают "с
пелёнок"!!! Но в 4 классе пора уже узнать, что помимо "детских" стихов, Маршак
славится своими переводами стихов иностранных поэтов: Бернса и Китса, Джани
Родари, сонетов Шекспира, наконец!
Ребята рассказывали о жизни поэта, вспоминали стихи, которые помнят с детства,
учили наизусть новые. А на одном из уроков примерили на себя роль стихотворцев:
попробовали сами сочинить поэтическое двустишие.
Надо сказать, что все были удивлены, что переложить прозаическую речь на
стихотворную форму вполне возможно, если знать основные правила стихосложения.
Конечно, поэт - это не преобразователь прозы в поэзию, но чуть-чуть заглянуть в
"кухню" поэтической жизни всё же очень интересно!
Также мы познакомились с понятием ритма и узнали, как его сформировать при
помощи чередования ударных и безударных слогов, чтобы получить стихотворную
форму. А ритм - крепкая, необходимая основа произведения, и не только
поэтического, и не только литературного, но и музыкального, и даже живописного!
На уроках французского ребята учились описывать гардероб, свой и окружающих,
невольно удивляясь тому, как много слов с французской этимологией до сих пор
используется в русском языке! В самом деле: des bottes – ботинки, un pantalon –
брюки, un chapeau («шапо») – шляпа, un gillet («жиле») – жилет, кофта и т.д. Также мы
познакомились с традицией празднования карнавала в городе Бинш в соседней с
Францией Бельгии (где тоже частично говорят на французском языке). А вы знали,
что его участники переодеваются в балаганных шутов, а некоторые из них при этом
носят огромные шапки из перьев, весом до 3 кг?!
На уроках Олимпиадной математики - обязательных для учеников - полным ходом
идёт подготовка к олимпиаде начальной школы. Состязание масштабное - в прошлом
году в Олимпиаде участвовало 11000 младшеклассников по всей России.
Конкуренция очень большая, поэтому ребята стараются подготовиться изо всех сил.
 
Средняя школа.
Наш 6 класс, пока единственный представитель средней школы, на уроках немецкого
языка пробовал погрузиться в мир немецкого телевидения. Это отличная языковая
среда, которая позволяет развивать у учеников все языковые аспекты. На уроке мы
смотрели документальный фильм : «Helfen ist die halbe Miete» - это социальный
проект одного из немецких телевизионных каналов, который рассказывает, как
студенты помогают пенсионерам, людям с ограниченными возможностями.
Посмотрев этот фильм, мы учились рассказывать о том, что увидели, передавать
смысл увиденного, используя уже полученные знания на уроке. Такой способ
помогает развивать ученикам языковую компетенцию, мышление, память. Конечно
же, важно и то, что ученики могут расширить свои представления о таких социально
важных понятиях, как забота о старшем поколении и помощь, сострадание,
поддержка. Ведь независимо от того, в какой стране ты живешь, на каком языке
говоришь, это основополагающие понятия для любого человека.
На уроках математики совершенствовали свои знания о пропорциях. Поняли, чем
отличается прямая и обратная пропорциональности.
На уроках географии готовились к всероссийской проверочной работе. Подготовка к
контрольным, экзаменам редко представляется чем-то радостным. Однако если тебе
нужно сориентироваться по карте, определить местоположение обьекта,
познакомиться с величайшими достопримечательностями мира, если задания даны в
увлекательной форме, то и готовиться легко и приятно. Кроме того, для прочного
усвоения материала важна его связь с жизнью. Поэтому ребята знакомились с
применением масштаба не только на географических картах, но и в черчении,
моделировании, архитектуре.
На литературе мы все никак не можем расстаться с Гоголем, а пора! «Ночь перед
Рождеством», конечно, завораживает – даже погода за окном ненадолго стала
зимней, напомнила Рождество. Разымать алгеброй гармонию не очень хочется, но
нужно, поэтому наше внимание было приковано к композиции повести. Устное
задание по какой-то причине ребята проигнорировали, пришлось его усложнить и
преобразовать в письменное – дабы не повадно было!
Русский язык продолжает показывать нам свое величие и могущество! Наши
шестиклассники – не то, что Митрофанушка из всем известной комедии Фонвизина
«Недоросль» (помните, почему у Митрофанушки дверь оказалась прилагательным?),
они-то знают, что такое имя прилагательное, и что оно обозначает признак предмета
знают, а теперь знают и то, что все прилагательные, как солдатики по дивизиям,
распределяются по трем разрядам, и даже потихоньку учатся их распределять. На
будущей неделе придется заставить их немного поработать мозгами: волчий след,
волчья шуба и волчий взгляд – один разряд или разные?
На заключительном в этом году уроке ОПК завершили полуторагодовое чтение и разбор Символа Веры на древнегреческом языке с рассмотрением изначальных терминов и понятий в их живом контексте и пространными экскурсами в жизнь и Культуру Церкви от древности до современности. В сравнениях с другими христианскими исповеданиями и религиями мы учились определять и отстаивать свою жизненную позицию, быть решительными и терпимыми, вместе искали ответ на вопрос: какого мы духа, каков наш центр жизни?
В блоке грамматики и герменевтики мы закончили курс закреплением пройденных слов и навыков чтения, разбором текста Евангелия (дочитали отрывок о браке в Канне), сдали наизусть "Царю Небесный", сравнили понятия очищения ветхозаветного (упоминаемого в евангельском отрывке) и новозаветного (упоминаемого в молитве) упомянули староверов, вернувшихся в некоторых своих толках к ветхозаветному пониманю нечистоты.
В блоке истории и культуры мы послушали доклады учеников о Вселенских Соборах, изучили наши таблички по истории Соборов, вписали по 1-2 ключевых слова к каждому. Так же мы поговорили о соборности как о принципе всей христианской жизни на примере богослужения: разобрали значение и историю песнопения "Елицы во Христа крестистеся...", когда вхождение новых членов в Церковь было важно всем, сравнили это с появлением новых одноклассников. Посмотрели строение Софийского храма и сравнили разные иконы Соборов. Рассмотрев изображения еретиков, в том числе высокопоставленных людей, мы поговорили о том, что наличие неправых людей не влияет на наше спасение, на полноту получаемых нами таинств. Но "разбойничьи" соборы опровергались трудами людей, и мы не должны говорить, что ничего не можем, а трудиться для обнаружения правды. Так же мы обратили внимание, что на многих иконах председатель  церковного собрания - Христос, а остальные все сидят кругом в равном положении. Так и в Церкви наш начальник - Христос. Единоначалие нужно, и мы прилежно слушаемся в соображениях икономии, иногда, по любви, даже в странных и неудобных вещах, но заповеди не нарушаем никогда. Для этого мы всегда на стороже, учимся, развиваемся и думаем своей головой - за наши поступки Христос, наш непосредстенный Начальник, спросит нас, а не начальников, родителей, мужей или даже епископов!
УРА! Есть ещё одна хорошая новость в нашей школе: в 6-ом классе начались уроки
английского языка, которые проходят в гостеприимном доме  Екатерины Сергеевны.
В перерывах за чашкой чая дети продолжают общаться по-английски,
продолжая познавать обычаи и традиции страны изучаемого языка вместе с
учителем. Естественная, непринуждённая обстановка как нельзя лучше подходит для
этой цели.
Преподает английский язык опытный преподаватель и переводчик, Член Союза
писателей России Мушинская Зинаида Фёдоровна, которая имеет большой опыт
преподавания и любовь к детям. Посмотрите её презентации (www.mushinskaya.ru).
Зинаида Фёдоровна - поэт и переводчик, она передаёт детям не только знание языка, но и
делится с ребятами позитивным и радостным отношением к жизни, терпимому и
уважительному отношению друг к другу, взаимопомощи и поддержке (имеет 
психологическое образование). Зинаида Федоровна преподаёт русский язык
иностранцам, переводит англоязычных поэтов.
Дать возможность детям общаться в процессе учебы с интересными, умными людьми
– это одна из задач, которые мы ставим перед собой как школа, потому что именно в
общении с широко образованным, увлеченным своим делом человеком как нельзя
лучше улавливается одна из ключевых мыслей, которую нужно вынести из школы:
хорошее образование – это образ жизни, а вовсе не повинность или обязанность. Хорошее образование - это просто интересно! К тому же мы уверены, что счастливый учитель несет счастье ученику, а нам так хочется, чтобы наши дети были счастливыми!