Дресс-код – модное слово, которое вошло в нашу жизнь не так уж давно – всего пару десятилетий назад.
Слово это с английского переводится как кодекс одежды — форма одежды, требуемая при посещении определённых мероприятий, организаций или заведений. (Академический словарь).
Александр Сергеевич в «Евгении Онегине», помнится, писал:
…Но панталоны, фрак, жилет,
Всех этих слов на русском нет.
А вижу я, винюсь пред Вами,
Что уж и так мой бедный слог
Пестреть гораздо б меньше мог
Иноплеменными словами…
Нас уже не удивишь заимствованной лексикой, поэтому разберемся по порядку.
А что было до пресловутого дресс-кода? В школе, если углубиться в историю, он существовал издавна. Серьезные учебные заведения требовали соблюдения определенной формы в одежде, а иногда организовывали ее пошив для каждого конкретного ученика. Учёба считалась службой и требовала дисциплины в одежде и внешнем виде. В Смольном институте преподавались серьёзные предметы и девочкам не разрешалось носить украшения и пользоваться косметикой. Всему своё время и место.
И вот мы подходим к важному вопросу: так уж ли это нужно сейчас? Насколько оправдано? Чего мы хотим добиться, ориентируя всех учеников на определенную форму одежды?
Внешний вид, как известно, выстраивает внутреннее состояние. В школе дети должны учиться и - хотелось бы, - чтобы они к этому были максимально готовы. Школа – это труд, радостный труд по добыванию знаний. Поэтому все, что связано со школой, должно помогать ученикам сосредоточиться на этом процессе. Должно не развлекать их, не привлекать внимание одноклассников, а помогать сосредотачиваться на самой главной задаче, ради которой ученик в школу пришел.
Есть и второй момент – не менее важный. Одежда – это своего рода культурный код. Нам не приходит в голову одеваться как папуасы, китайцы, индейцы не только потому, что у нас иной климат – у нас иная культура. Наша одежда – отражает нашу культуру.
Мы учимся в школе, которая ориентируется на библейское мировоззрение. Каждый предмет отвечает этой задаче. Каждый учитель является не просто преподавателем, хорошо знающим свой предмет, но и носителем библейского мировоззрения. И если мы ставим своей целью передать нашим детям наше мировоззрение, то придется быть последовательными: есть определенная одежда, которая не укладывается в это понятие, которая противоречит тому мировоззрению, которое мы стремимся передать детям.
Встает вопрос: каковы же должны быть форма одежды и внешний вид ученика в школе?
В первую очередь, нужно четко разграничить мужскую и женскую одежду. В наш век нам навязывают иные убеждения – универсальность, равноправность… Но мы хорошо должны понимать, что есть различия между мужчиной и женщиной, которые закладываются именно в детстве. У женщин – пока маленьких девочек – есть своя задача в жизни, у мужчин – пока будущих мальчиков – она иная. Путать – опасно.
Во-вторых, одежда не должна отвлекать, развлекать, привлекать… Одежда должна не мешать выполнять поставленную перед человеком задачу. Ребенок приходит в школу учиться: накрашенные ногти, неприбранные волосы, неопрятный вид – не способствуют обучению. Отвлекают и развлекают - если не самого ребенка, то окружающих его детей.
И, в-третьих, одежда должна быть красивой. Когда мы говорим о воспитании детей, мы волей-неволей передаем им понятие красоты. То, что наши дети считают красивым, – следствие наших взглядов, взглядов родителей и учителей. Поэтому мы останавливаемся на уточнении понятия красоты. Для нас это, прежде всего, опрятность, уместность, выдержанность в строгом светском стиле, то есть отсутствие лишнего.
Так будем же красивыми!