"Вифания" вернулась с каникул, сразу же сыграла два Рождественских спектакля и приступила к граниту науки.
Итак.
На прошедшей неделе ученицы 1 класса читали слова и предложения с буквами : Щ, Х, Ц. Девочкам очень нравится отгадывать загадки, кроссворды, искать новые слова внутри других слов, читать слова слева-направо и справа–налево (ПАЛИНДРОМЫ).
На уроках чтения первоклашки вспоминали сказки «Муха-Цокотуха» Чуковского и «Сказку о царе Салтане…» Пушкина и читали отрывки из этих произведений наизусть!
На уроках письма ученицы писали новые буквы, слова и предложения с этими буквами. Отрабатывали правила написания слов с орфограммами ЧА-ЩА и ЧУ- ЩУ. Девочки первый раз услышали фамилии русских поэтесс- Анны Ахматовой и Марины Цветаевой – записали их в тетради и послушали стихи самых известных женщин в русской поэзии 20 века.
Математика - один из любимых уроков первоклассниц. Каждый день они повторяли состав чисел: 7,8,9. Сравнивали не только числа, но и математические выражения. Строили геометрические фигуры по линейке, обозначали их углы латинскими буквами, учились их читать. Решали простые задачи, рисовали графические диктанты, ориентируясь в пространстве тетрадного листа.
Уроки окружающего мира ставят перед учениками вопросы и помогают найти на них ответы: как живут растения?, чем они питаются?, бывают ли хищные растения?…
На одном из уроков - практикуме - девочки под руководством учителя посадили семена фасоли и кабачка. Ведем наблюдения… Сформировали на подоконнике грядку из луковиц. Будем всех угощать свежим зеленым луком со своего огорода!
2 класс на уроках русского языка познакомился с понятием "лексическое значение слова", отрабатывал умение самостоятельно толковать значение слова, повторял изученные в первом полугодии орфограммы.
В математике совершенствовали вычислительные навыки, познакомились с новым приемом вычитания, решали задачи в два действия и логические задачи, чертили геометрические фигуры, находили их стороны и периметр, решали уравнения.
По литературному чтению мы изучали один из самых любимых детских разделов - "О братьях наших меньших"! Читали стихи, сказки и рассказы о животных, учились различать народные песни, загадки, сказки и даже немного прикоснулись к сложной науке литературоведению - сравнивали произведения по жанрам и темам. И, конечно же, рассказывали о книгах, прочитанных во время каникул!
3 класс после каникул на уроках математики приступил к изучению одной из непростых тем - "Доли". Тема неожиданно оказалась...ВКУСНОЙ! Третьеклассникам очень понравилось делить целое на равные части (непременное условие!) и забирать его доли себе. Конечно, 1/8 часть мандарина, 1/4 часть яблока, 1/6 часть шоколадки - это и есть ДОЛИ, которые мы называли во время поглощения. Математика, которую так вкусно изучать, прекрасна - таков наш вердикт!
Уроки литературного чтения погрузили нас в прекрасный мир русской поэзии. Мы с удовольствием читали стихотворения Ивана Саввича Никитина (да-да, такое редкое отчество!). И в очередной раз удивлялись, как стихотворение без единой рифмы может быть таким легким в прочтении! (конечно же, речь идет о стихотворении "Русь") И как эпитеты, сравнения и олицетворения (их мы неустанно ищем в произведениях) украшают произведение, придают образность и глубину.
А еще большое значение на уроках мы придаем "живой работе" с книгой. Берем в руки, листаем, выбираем книгу по заданным параметрам (определенного автора, книгу-сборник или книгу-произведение). На этой неделе узнали, где можно найти выходные данные - год выпуска, место издания и название издательства. Скоро будем составлять настоящие аннотации - необходимый навык для написания научных работ, ведь до них ребятам не так уж и далеко!
Темы уроков русского языка в 3 классе на этой неделе связаны с изучением ПАДЕЖА имени существительного. Это отнюдь не простая тема, но очень важная. На данный момент ребята могут назвать падежи в последовательности (помогает считалочка-запоминалочка "Иван Рубит Дрова, Василиса Топит Печь" и рифмовки), пока с помощью таблички-подсказки определяют падеж по вопросам. Зато мы осознанно задаем вопросы от слова, с которым наше имя сущ. связано, и выполняем алгоритм определения падежа; различаем вопрос как к члену предложения и как к части речи (падежный вопрос). Кстати, заодно дети узнали, что в некоторых языках категории падежа нет вовсе или они уже утрачены - настолько упростился язык, а в других - есть 14,15 и ...даже 50 падежей!!! Мы порадовались, что наш "великий и могучий" не упростился, но и запоминать нам надо всего 6 падежей, поскольку седьмой (Звательный), который был в древнерусском языке, в современном русском языке отсутствует.
Уроки окружающего мира любят ВСЕ! Особенно,если речь идет О НАС, людях .
Начались темы "О человеке". С помощью учебника "Детский мир" (Из природы) и пособия "Божий замысел" мы аккуратно формируем представление о человеке как о прекрасном творении Божием, выясняем, чем человек отличается от других живых организмов, откуда пошли названия некоторых частей тела. Узнали, как связаны были в прошлом слова-родственники "глаз" и "гладкий", "голова" и " голый", "шея " и " швея". Кому интересно, почему пятка называется пяткой, кисть - кистью, а затылок - затылком, милости просим к нам - ребята расскажут!
4 класс на уроках литературного чтения знакомился с творчеством поэтов «Серебряного века» - К.Бальмонта, И.Бунина, А.Блока.
Ребята сделали выводы, что источником вдохновения для поэтов были детские воспоминания об их жизни в загородных имениях, эти воспоминания стали окном в чудесный мир русской природы, которую поэты описывали в своих стихах. Поэт, как пророк, обладает словом - Божьим даром, отсюда и ответственность, и сила.
Ребята узнали, как поэты встретили страшные события Русской революции...
Читали стихи поэтов, а потом пытались показать эмоции к некоторым эпизодам
произведений.
В математике новую четверть четвероклассники начали с изучения новой темы – «Умножение на многозначное число». Это оказалось очень трудно.
Умножение в столбик - одна из самых первых и самых важных операций. Без четкого знания и понимания всей последовательности действий при умножении двух чисел невозможно овладевать дальнейшими познаниями математической науки. В полной мере научиться умножать в столбик можно только многократным повторением данной операции. Проводя вычисления столбиком, ученик тренирует память и внимание. Это позволяет в дальнейшем легче концентрироваться на любой задаче, а потому, отрабатывая простое умение умножать числа, ученики вместе с тем учатся и последовательности действий, и вниманию, и концентрации, и терпению, наконец!
На уроке окружающего мира мы начали знакомство с заповедниками нашей страны.
Мы попытались ответить на вопрос, зачем нужны заповедники, и поняли, что это своеобразная попытка сохранить хотя бы часть природы. Посещая заповедник, можно наблюдать жизнь животных в диких условиях, в которых они могут жить спокойно и увеличивать свою численность. И чем больше заповедников будет создано на планете, тем больше у нас будет шансов сохранить природу и мир, данный нам Богом.
Соня рассказала о Приокско-Террасном заповеднике, который был организован в Московской области в 1945 году, Саша - о Сихотэ-Алинском, который располагается в Приморском крае.
Не забыла начальная школа и про иностранный язык! Весь изучение его - как и умножение чисел - это не только возможность общаться с иностранцами. Это и то же развитие памяти, внимания, выстраивания в голове логических цепочек, расширение кругозора.
На уроках французского языка 4 и 3 классы изучали традиции празднования Крещения во Франции – L’Epiphanie. Ребята узнали, что в этот день принято есть специальный пирог, который носит название La Galettede Roi. Он готовится из слоеного теста с добавлением миндального крема. Внутри каждой Galette de Roi есть la fève - маленькая фарфоровая фигурка. Эта фигурка всего одна на весь пирог, поэтому тот, кому она попадется, становится победителем и получает la courone de Roi (королевский венец)! Конечно, этот венец не из золота – он из бумаги, и заранее прикладывается к каждой Galette de Roi. Ребятами тоже изготовили свои короны-венцы.
Не забыли выучить много новых слов и конструкций (на тему еды и игрушек), тренировать навыки аудирования, чтения, а ещё разыгрывали мини-сценку по ролям.
Со 2 классом, который учит язык только первый год, выучили новые песенки и изображали различные активности (прыгали, плавали, танцевали и т.д.), чтобы одноклассники могли угадать действия по-французски. Было весело и динамично.
6 класс на математике занимался важным делом - учились вычислять часть целого и целое по части (а иначе как научиться быстро посчитать размер скидки?!). Задача про Деда Мороза и Санта Клауса ненадолго вернула всем новогоднее настроение!
Из мира физического легко перешли в мир метафизический и провели - увы! - заключительное занятие по творчеству Александра Сергеевича Пушкина. Конечно же, нам жаль с ним расставаться до будущего года, но впереди много интересного! Да и никто не мешает нам хоть изредка брать в руки томик Пушкина и пробегать любимые места.
Чтобы Александр Сергеевич как можно более яркий след оставил в сердцах и умах наших ребят, мы решили запечатлеть в памяти портреты самых основных (увы, далеко не всех, кого хотелось бы) лиц, связанных с его жизнью и творчеством. Бабушку и маму все, слава Богу, узнали сразу - не прошли даром поездка в музей-усадьбу Захарово, просмотр фильма и прочее. А вот с первым директором Лицея, где учился Пушкин, Малиновским, благословившим, можно сказать, музу Пушкина, Державиным, друзьями по Лицею - Пущиным, Дельвигом и Кухельбекером - пришлось попотеть. Но их следы в мировой истории вспомнены, стихи прочитаны, романы заданы для чтения, а мы готовимся в следующую среду сдать экзамен на знание авторов портретов Александра Сергеевича (нельзя позволить себе не знать хотя бы основные имена художников, запечатлевших "наше всё" для истории, да и восприятие любого явления на слух, на глаз, через слова, через мазки и штрихи - всегда полнее и глубже оставляет след и впечатление). А впереди нас ждёт не менее прекрасный русский писатель - Николай Васильевич Гоголь, знавший Александра Сергеевича лично и горячо его любивший.
С русской литературы и языка 6 класс погружался в язык немецкий... На этой неделе девочки познакомились с прошедшим временем Perfekt. Perfekt - это самое употребляемое прошедшее время в немецком. Оно используется в разговорной речи и повседневной жизни, когда мы говорим о прошлом. Эта тема всегда вызывает определенные проблемы, т.к. надо задумываться, какой вспомогательный глагол нужно использовать: haben или sein? Но оказалось, что это совсем не сложно.
Мы перенеслись в лес, на север Германии, где мальчик Том спасал маленького медвежонка из капкана. Мы узнаем на уроках о землях Германии, расширяя наши страноведческие, географические знания. На уроке развития речи ученики пробовали рассказать эту историю на немецком языке, используя прошедшее время. Конечно, нужно еще много трудиться, так как грамматика немецкого языка требует постоянных тренировок. Man lernt nie aus! (Век живи, век учись!).
Уроки биологии как нельзя лучше доказывают, как удивительно, мудро, красиво создан мир. Он разнообразен, разумен и уникален. На этой неделе ученики 6 класса убеждались в этом снова и снова, сконцентрировшись на малюсенькой детали этого огромного удивительного мира: рассматривали фотографии корней растений: ходульные, столбовидные, корни-подпорки, корни-присоски.... Но, пожалуй, самое интересное - не просто удивиться красоте и необычности, но разобраться, додуматься, в чем польза каждого приспособления. Разгадывание головоломок природы, понимание ее закономерностей, надеемся, наполнит ребят восхищением, трепетом и любовью к удивительному Божиему миру.
На уроках Основ православной культуры шестиклассники закончили тему "Таинства православной Церкви" и приступили к теме "Вселенские соборы". В начале повторили прошлую тему, Таинство Брака, почитали на греческом отрывок из Евангелия о браке в Канне Галлилейской, определили грамматические формы слов, выписали новые слова в словарь, повторили слова в словаре. После этого вкратце повторили значение и происхождение всех Таинств, их исходные древнегреческие названия и "установительные" места Евангелия. Более подробно остановились на монашестве, которого раньше не изучали, обозначили монашество, как мощный источник учености, искусства, социальной помощи и единственный институт вне сословных различий. Обратили внимание на равночестность брака и монашества в православии и на похожесть монашества с греческим словом "моногамия" (единобрачие) - и там, и здесь необходимо соблюдать взятые обещания и придерживаться одного выбранного пути - тогда они оказываются равно достойными перед Богом. По завершении темы Таинств, ребята получили таблички с основными датами и темами Вселенских соборов, кратко просмотрели, выбрали себе темы на небольшие доклады к следующему разу. В завершение мы повторили молитву "Царю Небесный" на древнегреческом (ввиду того, что нужно ее, наконец, выучить и в связи с темой одного из Соборов - ереси духоборцев).
Уроки Античной культуры: начали урок с разминки по древнегреческим словам, далее повторили миф об Эдипе и семерых против Фив, продолжили мифом об Антигоне. В рамках разбора мифов мы поговорили о сложнейших противоречиях человеческого бытия, о вопросах, которые сумела максимально ясно и просто поставить гречеческая культура, но ответ на которые стало возможным получить только через несколько столетий, в христианстве, и о том, почему античная культура послужила такой быстрой и твердой христианизации Греции и Востока. Так же мы отметили возросшую популярность постановок трагедии "Антигона", где интерпретация мифа однозначна: чудесная девушка мирным путем добивается добрых целей, восстает против бесчувственных мужчин и тиранов и платит жизнью за истину и любовь - погребает брата. Она выгодно противопоставляется сестре, которая мучается от несправедливости, но не решается поити против мужчин и царей. И такая "матриархальная" трактовка как будто оправдана, но она может принести много зла в нашей современной культуре. И только Евгений Андреевич Авдеенко в специальной статье показывает, в чем не права Антигона, решившая "делить любовь, а не вражду".
Такой удивительно насыщенной и разнообразной была прошедшая неделя не смотря на то, что это первая неделя после длинных каникул.