Вифания

Семейная школа

при приходе храма св. прав. Иоанна Кронштадтского в Жулебино

Итоги недели 20.01-24.01.2020.

На этой неделе ученицы 1 класса знакомились с последними буквами БУКВАРЯ: Ь и Ъ знаками.  Девочкам нужно было понять самое главное – зачем эти буквы нужны и в чем разница написания разделительно Ь и разделительного Ъ. Ученики придумывали новые слова с этими буквами и учились записывать эти слова на слух.

На этом мы попрощались с первым и таким важным учебником - БУКВАРЕМ. Событие это знаменательное в жизни любого человека, начавшего учиться. Впереди защиты дипломов и - верим! - диссертаций, но "гроссмейстер сделал ход: Е2-Е4" - всё сложное начинается с простого: с букваря! Желаем нашим самым младшим школьникам узнать много нового и прекрасного! Прощание с Букварём мы отметили чтением стихов наизусть.

Новые знания уже помогли первоклассницам победить на конкурсе кроссвордов. Поздравляем Катю Кулакову и Машу Давыдову!

Математика - наука точная и многогранная. Она не дает нам останавливаться. Во вторник прошел интерактивный урок по теме "Дециметр": девочки измеряли учебные предметы, мебель в классе и сами вывели АЛГОРИТМ действий с новой величиной! Теперь на уроках математики мы считаем до 100, а также круглыми числами, решаем примеры, сравниваем двузначные круглые числа и переводим именованные величины. Учимся составлять краткое условие к задаче и записывать его в виде схемы или чертежа.

Каждый урок окружающего мира приносит нам сюрпризы. Мы рассказывали ранее, что посадили в классе семена кабачков и фасоли и луковицы. Какова же была радость детей, когда они смогли увидеть появление первых ростков и даже листиков! Луковички пустили зеленые стрелки, а вот семена фасоли только проснулись и пустили первый корешок...

 

2 класс.

На уроках русского языка ученики познакомились с понятием "текст" и его признаками: целостность, связность и законченность. Учились отличать текст от других записей по его признакам. Подбирали  собственные заголовки к тексту, соотнося заглавие с главной мыслью. Работали с толковым словарем и знакомились с лексическим значением слов. Изучали новые словарные слова и отгадывали по ним кроссворд.

По литературному чтению ребята читали рассказы, сказки, стихи, загадки, скороговорки про животных. Узнали, как еж спас девочку от ядовитой змеи, сколько может журавль за раз проглотить лягушек, для чего животным нужен хвост. Учились составлять план текста, подбирая заголовки к частям. Находили различие в пересказе кратком и подробном... Много всего интересного узнали ребята на чтении, ведь чтение – это основа любого учения! Человеку, который любит читать, никогда не будет скучно!

Тема животных плавно перетекла и на уроки окружающего мира: мы знакомились с животными, обитающими в жарких и холодных странах, сравнивали диких и домашних животных. Что такое домашнее животное, когда они появились, что нужно сделать, чтобы дикое животное стало домашним, и, наконец, зачем человеку приручать животных – все это мы узнали на уроках Окружающего мира.

По математике познакомились с новым видом уравнения, в правой части которых стоят сумма или разность. Учились решать задачи разными способами и не забыли потренироваться в сложении и вычитании чисел в пределах 100.

 

3 класс на уроках математики продолжил освоение темы "Доли", начатой ранее. Мы научились находить часть от числа и число по его части, оформлять задачи на доли. Кроме того, написали работу по теме "Деление с остатком": посмотрим, что усвоилось, а к чему еще надо вернуться.

На уроках русского языка мы освоили слова с удвоенными согласными и попробовали составить из как можно большего числа таких слов предложение. В законченную мысль уложилось ...аж 9 слов! Похоже на игру в конструктор! Также ребята продолжают работать с падежами, уже хорошо задают вопросы, знают предлоги нескольких падежей. Но самое главное - мы составляем письменные высказывания. На этой неделе мы писали изложение удивительного текста о речных камешках, которые помогли выздороветь девочке. 

На Литературном чтении мы продолжили знакомство со стихотворениями Сурикова и Дрожжина. При знакомстве со стихотворением Сурикова " Детство" оказалось, что нас ожидала встреча "со старым другом "- так мы называем произведения, с которым прежде встречались в виде фрагментов. Начало хором читали наизусть, а продолжение стихотворения оказалось совершенно сказочным!

Помимо постоянной работы по поиску эпитетов, олицетворений, сравнений, рифм и определения характера строф, мы еще обращаем внимание на паузы, интонацию, логические ударения. Учимся определять главную мысль каждого стихотворения и читаем биографические статьи об авторах.

Уроки окружающего мира в рамках темы "О человеке" являются продолжением уроков чтения, только работаем мы не с художественным, а с научно-популярным текстом: читаем, делим на части, фиксируем основные мысли, пересказываем и отвечаем на вопросы. 

 

На тематической переменке, посвященной Великой Отечественной Войне, мы говорили о Сталинградской битве: узнали ее даты, командующих операциями, основные события, примеры невероятного героизма русских солдат и офицеров  и, конечно же, результаты – разгром нескольких фашистских армий привел к коренному перелому не только в Великой Отечественной войне, но и во Второй Мировой! Календарь Победы привел нас в 1943 год...

 

4 класс.

На уроках русского языка ребята начали изучать новую тему – «Прошедшее время глаголов». Ребята уже понимают, что очень важно овладеть навыком правописания личных окончаний глаголов, овладеть умением распознать глагол, его время, лицо и число, умением перейти от временной  формы к начальной (неопределенной), правильно определить спряжение глагола по неопределенной форме, знать окончания глаголов I и II спряжения. Невероятное количество знаний для овладения своим родным языком в совершенстве!

При формировании навыка правописания личных окончаний глаголов все указанные умения определенным образом взаимодействуют между собой. Овладение учащимися последовательностью (алгоритмом) действий представляет собой не что иное, как установление связей между знаниями и применение их на практике при решении орфографической задачи.

На этой неделе ребята работали над глаголами прошедшего времени. Новым для учащихся является сопоставление суффикса в глаголах неопределенной формы и прошедшего времени (услышать — услышал, строить — строил, таять — таял и т. п.). Ребята поняли, что суффикс «Л» помогает узнать глагол в прошедшем времени. Оказывается, хотя это и суффикс, но он образует новую форму глагола, поэтому не относится к основе слова.

На уроках математики ребята познакомились с понятиями производительности, работы и времени работы. Мы учились видеть разницу между работой, выполненной за единицу времени,  и количеством полученной продукции за затраченное время.

В решении задач главное – это правильно понятые условия. На примере новых задач мы учились условия задачи оформлять в таблицы – надеемся, что ребята хорошо усвоили новые методы.

Четвероклассники в решении любой задачи используют алгоритм:

1 Прочитать текст задачи;

2 Определить ее тип, исходя из условия;

3 Составить таблицу;

4 Заполнить таблицу, читая каждое предложение условия задачи;

5 Найти в таблице место вопросу задачи.

Ну, а записать решение после такого анализа задачи – пара пустяков!

Изучая тему «Горные породы» в декабре, ребята начали эксперимент по выращиванию кристаллов соли . Что-то в нашем растворе соли пошло не так: кристаллы образовались, но не там, где мы ожидали. Ребята решили повторить эксперимент при других условиях: обмотали проволочку шерстяной ниткой, т.е. появилось больше места, где может прикрепиться кристалл, сделали перенасыщенный раствор соли, опустили в него наш новый цветочек. Ждём результат!

На уроке олимпиадной математики мальчики играли в "настольную" игру. Но не совсем обыкновенную. Во-первых, она даже не была настольной: поле было нарисовано на доске. Во-вторых, игрок мог сделать ход, только если он правильно решит данную ему задачу: всё-таки это урок математики! Но мало только решить задачи, важно ещё придумать тактику. Ведь поле большое, с обилием различных специальных клеток, и противники тоже не спят, каждый стремится к победе. В итоге урок прошёл совсем незаметно, было решено множество задач, а борьба за первое место не утихала до самого конца. Победитель, правда, так и не определился -  была дружеская ничья. 

 

На этой неделе на уроках французского с 4м классом мы учились говорить о наших умениях и узнали много нового друг о друге: кто-то умеет хорошо ездить на лошади, кто-то играет в футбол, кто-то умеет жонглировать, а кто-то - играть на музыкальных инструментах, причем иногда весьма необычных. Это помогло нам в очередной раз убедиться, как много талантов у каждого из нас. А теперь к этим талантам добавилось еще и умение рассказывать о них на французском языке! В дополнение мы узнали о том, какие виды спорта наиболее популярны во Франции.

 

С 3м классом мы погружались в мир французской гастрономии и знакомились с различными видами меню в местных школьных столовых. Для одних они показались чрезвычайно вкусными, а для других - странными и экзотичными. Но в любом случае мы точно расширили наши представления о кулинарии и познакомились с одной из самых зарекомендовавших себя кухонь мира. Кроме того, мы научились выражать наши собственные вкусовые пристрастия.

 

Со 2м классом мы учились красиво выписывать буковки, а также штурмовали правила чтения некоторых буквосочетаний. И конечно же, мы выучили много новых слов и фраз, отрабатывая их в различных игровых формах. Например, играли в испорченный телефон: вставали в круг, один из ребят шептал другому команду на ухо - дальше ее передавали по цепочке, а последний должен был выполнить озвученное действие. Временами телефон, и правда, получался очень испорченный. Ох, и весело же было!

 

На прошедшей неделе 1 класс тоже начал знакомиться с иностранным языком - немецким. Детям помогали их любимые игрушки: пингвиненок, мышонок, лисенок и собачка по имени Лодочка. Все здоровались друг с другом исключительно по-немецки, учились знакомиться и называть своё имя. Забывчивая учительница всё время путала имена, а юные ученицы настойчиво поправляли её. Короткий видеоролик, где главный персонаж носочек Зокэ тоже учит немецкий язык, разнообразил наш урок и дал возможность немного посмеяться.

А на следующем занятии мы уже учились называть самых главных людей в нашей жизни - маму и папу. Оказывается, в Германии дети называют своих родителей точно так же, как и в России, только пишутся эти слова немного иначе: "Mama" и "Papa". Забавная песня про семью Пальцев, живущих на руке у каждого из нас, помогла нам легко и быстро запомнить такие слова, как "брат", "сестра" и "младенец".

Немецкий язык всем очень понравился, и, конечно, хочется пожелать девочкам больших успехов в его освоении!

 

В 6 классе на уроках математики девочки узнали об отношениях и пропорциях. Открыли для себя, насколько часто на самом деле в жизни возникают пропорции. Например, в кулинарных рецептах часто приходится «смешивать крупу с водой в отношении 1:3», теперь шестиклассницы чётко знают, что значат такие фразы. Математика, оказывается, очень полезная наука!

 

Литература... Портреты Александра Сергеевича кисти Кипренского и Тропинина, написанные в один год и такие разные; картины из жизни Пушкина, написанные Ге и Репиным, и размышления Айвазовского - как много Пушкин присутствует в русской живописи... 

Тема увековечивания творчества и себя как творца для Александра Сергеевича была важна. Уже позже, когда мы подрастем класса до 7-8, мы пристально вглядимся в то, как же великий поэт и писатель осмысляет место поэта и поэзии, а пока не перестаем удивляться лёгкости Александра Сергеевича:

 "Себя как в зеркале я вижу,

Но это зеркало мне льстит:

Оно гласит, что не унижу

Пристрастья важных аонид.

Так Риму, Дрездену, Парижу

Известен впредь мой будет вид."

***

А нас, между тем, ждало новое литературное путешествие - в прекрасный мир гоголевской Малороссии! "Вечера на хуторе близ Диканьки" совершенно обворожительно рисуют нам давние-давние времена: что такое бричка, обывательская лошадь, барашковый околышек на шапке, кто такие парубки - всем этим и многим другим словам пришлось найти значение. Иначе никак! Текст требует точности и внимательность. 

Чудесная книга Нечипоренко "Ярмарочный мальчик" помогла нам поближе с Николай Васильевичем познакомиться - интересный он был человек, оказывается!

 

На уроках немецкого языка приступили к изучению неправильных глаголов. Это особая форма глагола, использующаяся для образования предложений в прошедшем времени. Именно эта группа всегда вызывает сложности, так как образование происходит не по правилам и, следовательно, ее надо выучить. Нам на помощь пришла старая немецкая песенка: «Die poetischen Verben», с помощью которой мы быстро запоминаем три формы глаголов.

Мы разобрали время Perfekt, написали проверочный тест, который показал, что тема освоена и можно двигаться дальше, постигая грамматику немецкого языка.

На уроках развития речи мы готовились к экзамену, к части Sprechen (Говорение). Были заявлены две темы: Ferien (Каникулы) и Sport.  Девочки должны были составить диалоги на заданные темы и показать в сценке итоговый вариант, приближенный к жизни. Все удалось!

Мы продолжаем расширять наши страноведческие знания немецкоговорящих стран:  на этой неделе мы побывали в Швейцарии, узнали ее географическое положение, особенности этой страны, легенды, достопримечательности. Спасибо большое Саше Макаренко за интересный реферат!

Урок биологии по теме "Корень, стебель, лист" в 6 классе проходил в биологическом музее. Как интересно увидеть воочию, под микроскопом, то, о чем узнавали на уроках. - Что это за червячок в шапочке? - Да это же корень с корневым чехликом, надежно защищающим и продвигающим корень в почву. - А эти отверстия, похожие то ли на инопланетян, то ли на лягушат? - Проводящие ткани, которые на уроках мы вполне точно назвали" лифтами растения". Заглянув внутрь стебля и листа, ребята сами посчитали возраст липы, определили, открыты ли устьица растения, рассмотрели жилку. К.А.Тимирязев говорил, что растения - "посредники между небом и землей". На уроке в музее ребята своими глазами увидели, как хитро и тонко устроены организмы, помогающие нашей планете жить.

На Основах православной  разобрали тему Церкви как собрания, поговорили о том, что значит: "где двое или трое соберутся во имя Моё", о том, как возникает синергия, соработничество с Богом, почему синергия затрудняется, когда мы Бога или ближнего представляем неверно или когда идем на встречу только со своим, а другого не видим. Перечитали текст Символа веры, встретили термин кафоличность, очень удивились, разобрали и его, поговорили, что такое целостность по сути и по видимости.

 

С такими итогами мы приступаем к новой неделе!