Вифания

Приходская школа

при приходе храма св. прав. Иоанна Кронштадтского в Жулебино

Ещё одна учебная неделя позади... (10.02.2020-14.02.2020).

В 1 классе ученики поговорили о сложной ситуации: что делать, если потерялся в магазине, метро, на вокзале. 
Девочки учились составлять текст объявлений, записывать обращения к взрослым. Это задание развивает речевое общение, одновременно обучая детей принять правильное решение в сложной ситуации, когда нужно не растеряться, а наоборот - максимально активизироваться и правильно попросить о помощи.
Учась правильно строить свою речь, ученики описывали свою внешность и внешность близких людей - мамы и папы.
В этих мини сочинениях о себе и о родителях, мы повторили слова, которые отвечают на вопросы КТО? и ЧТО? и КАКАЯ?, КАКИЕ? Учились их правильно подчеркивать. Написали свой первый диктант, который называется первым словом в жизни человека - "МАМА"!
На уроках литературного чтения читали стихи и рассказы о "РОДНОЙ ПРИРОДЕ" уже знакомых и любимых авторов: Л. Толтого, К. Ушинского ("Солнце и ветер"), В. Бианки ("Февраль").
Очень понравилось девочкам стихотворение Э. Мошковской "Лед тронулся", и они даже выучили его наизусть (без домашнего задания!)!
Чтобы прочитанные произведения хорошо запоминались, сопровождая ребят зрительными образами, мы делаем красочные обложки к прочитанным рассказам и стихам в своих рабочих тетрадях. Из рассказов писателей мы узнаем и стараемся запомнить новые слова: КАФТАН, ПРЕЖДЕ, ГУГУКАТЬ, ПУХОВИЧКИ... Решили вести литературные словарики, куда будем записывать новые слова и лучше их запоминать для обогащения своей устной речи. Отгадывали загадки о деревьях, о птицах, о лесной жизни. Девочки придумывают свои хитрые загадки для  учителя и очень довольны, если получается их отгадать!
За окном еще лежит снег, но уже чаще светит солнышко, напоминая всем что скоро придет весна и прилетят перелетные птицы. Послушали русские народные песни о "БЕРЁЗОНЬКЕ", о "ЖУРАВЛЯХ". Девочки сами спели знакомую им песню "Во поле берёзка стояла"!
На уроках математики мы начали повторять всё пройденное за год!  С хорошим знанием предмета и дошкольной подготовкой ученицы смогли пройти все темы 1 класса раньше положенного. И мы начали готовиться к ИТОГОВОЙ контрольной работе уже в феврале! 
Вот, что мы успели пройти за это время:
- названия всех чисел от 0 до 20 ( и даже до 100!)
- названия и обозначения арифметических действий
- свободно используем математические термины (слагаемые , сумма, уменьшаемое, вычитание, разность)
- умеем складывать и вычитать в пределах 100!
- находим длину отрезков и чертим отрезки заданной длины
- различаем геометрические фигуры и учимся находить их внутри других фигур
- выполняем задания " уменьшить на..., увеличить на...
- решаем простые задачи и задачи на логику.
Если все ученицы справятся с контрольной работой успешно, то мы сможем начать знакомиться с программой 2 класса по математике.
На этой неделе уроки окружающего мира были не совсем традиционными. Девочки узнали о том, как люди одевались прежде, кто придумал первые одежды ещё в каменном веке. Кто носил шляпы и какие они были?  А кто, кроме девочек, носит юбки и в каких странах?
И я предложила им открыть своё ателье! Мы вырезали силуэты кукол и начали придумывать им модели одежды на любой вкус. Девочкам так понравилась эта игра, что они решили продолжить эту игру дома, со своими подругами.
А ещё ученики узнали, что знакомый и всеми любимый велосипед имеет свою историю? Назывался он и БЕГУНОК, и КОСТОТРЯС, и ПАУК. И первый велосипед нарисовал, ещё в 1495 году, сам Леонардо да Винчи! Девочкам очень понравился велосипед-паук, который  и сегодня можно увидеть в цирке и на улицах города, но в современном стиле. Мы напомнили друг-другу о правилах дорожного движения: где можно, а где нельзя кататься в городе, вспомнили РАЗРЕШАЮЩИЙ и ЗАПРЕЩАЮЩИЙ знаки для этого вида транспорта.

У первоклассниц на этой неделе появился новый красочный учебник по немецкому языку - "Hallo Anna!" В нем очень много фотографий, рисунков, песен, творческих заданий. Мы с большим интересом начали знакомиться с главными персонажами - девочкой Анной и мальчиком Бенно, которые живут в Германии, говорят на немецком языке, но также, как и дети в любой другой стране, любят мороженое и любят играть. Как они живут? Они тоже ходят в школу, где каждый день узнают много нового и встречаются со своими друзьями. Наши  девочки очень любят учиться вместе с друзьями и на уроки по немецкому приходят со своими любимыми игрушками - пушистыми зверьками, которые помогают нам запоминать слова: с ними мы повторяем одни и те же фразы разными голосами. Все вместе мы легко выучили новую песню про немецкий язык, название которого - "Дойч" - так похоже на русское слово "дочь". Это просто "гениаль и вундербар"! ("Чудесно" - но можно и не переводить) 

На уроках русского языка ребята 2 класса учились восстанавливать начало и окончание текста, подбирать синонимы в зависимости от значения слова в предложении, наблюдали, как с помощью синонимов можно сделать нашу речь разнообразнее, точнее, красивее.

На уроках математики ребята продолжили отрабатывать вычислительные навыки сложения и вычитания чисел в пределах 100, используя разные виды работы; решали "круговые примеры", составляли равенства; выполняли перевод и вычисления с единицами измерения длины; решали составные задачи по краткому условию или чертежу; вели подготовку к изучению темы "Умножения", заменяя сложение умножением. В ходе практической работы составляли, делили геометрические фигуры на одинаковые части.
На уроках литературного чтения ребята знакомились с французскими, норвежскими и английскими народными сказками. Сравнивали сказки народов мира с русскими народными и к большой радости находили общих героев! Очень скоро ребята увидят, что не только герои сказок в разных культурах похожи, похожи окажутся и сюжеты!
На уроках окружающего мира ребята изучали  строение растений, выясняли какое значение имеет корень, стебель, лист, цветы и плоды для растений. Узнали, чем питаются и как дышат растения.

Царица наук - математика - на этой неделе приоткрыла для 3 класса тайны письменного сложения и вычитания, пока без перехода через разряд. Ребята быстро поняли, насколько это удобно - считать "в столбик", как правильно записывать числа (разряд под разрядом) и не забывать, какое действие выполняешь (а то порой складываешь- складываешь, стараешься... а там должно производиться вычитание - и все заново). Они так давно мечтали приступить к этой теме, что выпросили в домашнее задание лишние столбики примеров (какая сознательность!). Но даже с приходом в нашу математическую жизнь письменных приемов, мы в основном считаем устно, ведь это отлично тренирует мозг!
На уроках русского языка третьеклассники на каком-то подъёме освоили распределение имен существительных по трем склонениям. Как определить склонение имени существительного в косвенном падеже? Очень пригодилось прежде усвоенное знание, что такое "начальная форма" - форма именительного падежа единственного числа. Узнали, что, оказывается, безударные падежные окончания пишутся так же, как ударные. А это значит, что можно, конечно, заучить окончания каждого падежа каждого склонения, а можно...просто запомнить по 2 "опорных" слова с ударными окончаниями! И просто определить склонение слова и подставить в предложение или словосочетание опорное словечко. Дело в шляпе: ни за что не ошибёшься и не напутаешь! Открытие детям очень понравилось!


На литературном чтении мы всю неделю погружались в произведения Александра Ивановича Куприна, над каждым произведением трудились основательно: отвечали на вопросы, составляли план, пересказывали, использовали выборочное чтение для словесного рисования портретов героев, много-много рассуждали о правде и неправде, об относительности внешней красоты, о героизме и причинах, толкающих на неожиданные героические поступки.


На уроках окружающего мира сложилась замечательная система конспектирования, она нас выручает и при работе с художественными  произведениями, и с научно-популярными.
Тема "О человеке" завершилась совершенно потрясающим рассказом Константина Ушинского "Чудный домик". Пишем проверочные работы и переходим к увлекательному миру животных.



4 класс на математике ребята продолжают отрабатывать тему деление многозначных чисел. На уроке у ребят получается решить не больше трёх примеров, мы задумались, почему же так мало… Проанализировали свои записи вычислений, и оказалось, что для решения одного выражения в два действия на деление, надо выполнить три вычисления столбиком на вычитание, семь – на сложение и больше десяти – на умножение. Больше двадцати вычислений для решения одного примера! И хорошо, если без ошибки! А ведь стоит допустить малейшую ошибку, и всё надо делать заново... А вот задачи на движение и с дробями уже получаются, выражения на порядок действий - тоже без ошибок!

На уроках русского языка ребята приступили к выполнению ещё одного очень трудного вида работы, который требует внимания и кропотливости - морфологический разбор глагола. Морфологическим разбором называется полная грамматическая характеристика слова. Планы морфологического разбора слов в предложении отличаются друг от друга в зависимости от того, к какой части речи принадлежит слово и какую синтаксическую роль оно выполняет в предложении. Зачем вообще нужен морфологический разбор? Где он пригодится? Оказывается
без него трудно написать слово без ошибки.
Написание слов с орфограммами («опасными» местами) предваряет подробный разбор слова. И прежде чем разобрать слово по составу, чтобы понять, в какой части слова находится опасное место – в приставке, корне, суффиксе или окончании, - мы сначала обязательно определяем часть речи, то есть очень быстро, устно, за пару-тройку секунд делаем мини-морфологический разбор для грамотного написания слова. Есть уже первые успехи!

В этом году все люди будут отмечать великую дату – 75 лет Победы. Память о прошедшей войне мы храним в наших сердцах! И, конечно, все что знаем о ней, мы
должны передать нашим детям. Маленькие граждане нашей страны должны знать ее
героические страницы и гордиться своей Родиной и своим народом.
Ребята 4 класса начали читать книги о войне, о детях, которые пережили войну, а на уроках рассказывать друг другу о прочитанных книгах.
Мы задумались о том, что, когда мужчины уходили на фронт, дома оставались женщины и дети,
которые вынуждены были очень быстро повзрослеть. И тем страшнее, что в их тихий мир врываются воздушные тревоги, голод и смерть. Они заботились о своих матерях, стояли в очередях за хлебом или даже убегали воевать, на фронте и в тылу. Война была повсюду, и все, пережившие эти страшные годы, не смогут сказать про войну, как про что-то постороннее. Дети - герои прочитанных книг — очень разные, с
удивительными судьбами, за каждой из которых стоят воспоминания человека, бывшего ребенком во время войны.
Дети в этих книгах становится партизанами, разведчиками, они воюют в лесах и болотах, попадают под обстрелы и впервые встречаются со смертью.
Конечно, тема Великой Отечественной войны находит живой отклик в сердцах наших учеников. Наверное, нет в том ничего удивительного, ведь каждый живой человек не может без содрогания, внутреннего трепета и слёз слушать песню "Алёша" или смотреть "Иваново детство", читать Симонова или стоять под Родиной-Матерью на Мамаевом Кургане... 
Наша задача - этот живой правильный отклик и порыв в них не заглушить, а развить, чтобы горе нашего народа - было их горем, радость нашего народа - их радостью, наша Победа - их Победой. Чтобы не отделяли дети себя ни от горя, ни от радости, ни от Великой Победы нашего народа. Огромное наследие литературы, кинематографа, изобразительного искусства, посвящённое теме Великой Отечественной нам в помощь.

На этой неделе на уроках французского мы резюмировали то, что уже можем рассказать о себе. Такой информации оказалось немало: это и имя, и возраст, и наличие или отсутствие братьев и сестер, а также домашних питомцев, и наши предпочтения в еде, и любимое времяпровождение, и наши умения-таланты. Так же ребята открыли для себя повелительное наклонение, давая друг другу различные команды, в том числе касающиеся утреннего расписания: "Вставай!", "Просыпайся!", "Умывайся!", "Почисти зубы!" и подобные.
А еще мы познакомились с флагами франкоговорящих стран, таких как Франция, Бельгия, Швейцария и Канада, выучили их цвета и узнали чуть больше об их символике.

На уроках немецкого языка 6 класс за этот месяц прошел много грамматических тем, а сейчас настало время закрепления и отработки. Стараемся это делать в интересной игровой форме. На уроках развития речи мы узнаем о жизни в Германии - на этой неделе мы говорили о  защите окружающей среды.  Посмотрели небольшой информационный фильм на немецком языке по теме «Мусор» на телевизионном немецком канале «Deutsche Welle» и узнали, как немцы заботятся об окружающей среде, сортируя мусор. Было интересно узнать, что сортировка мусора в Германии организована для того, чтобы значительную часть отходов можно было переработать. В каждой немецкой квартире имеется несколько мусорных ведер или пакетов, предназначенных для определенного вида отходов. В Германии существует большое количество экологических организаций, которые следят за выполнением закона о сортировке мусора, и, если мусор не разделить, то придется заплатить большой штраф. 
Следующая неделя обещает быть не менее интересной!

На минувшей неделе мы плавно перебрались из культуры Греции в культуру Рима. Сделать нам этот переход помогли мышки: мы закончили обсуждать произведение на древнегреческом - "Битву лягушек и мышей" и подвиги знатного и достославного мышонка Крохобора и взялись за учебник разговорной латыни "Minimus mus" ("Мышонок Крохотный") и книжки "Мышата Тимка и Тинка в древнем Риме". Несмотря на веселые детские темы, школьники показали серьезнейшую лингвистическую подготовку, полученную на уроках немецкого языка, и недетскую храбрость, сразу же доблестно прочитав учебный текст, с ходу отвечая на вопросы и на достойном уровне разобрав шуточное, но оригинальное стихотворение Катулла (ст.13, приглашение на обед). 

Иногда считают, что наука - нечто сухое и рациональное. Однако на уроке географии 6 класс убедился в том, что наука не лишена романтики. Разбираясь с географическим понятием "роза ветров", ребята решили выяснить, откуда пришло такое лиричное название. Оказывается, изначально европейские морские компасы были украшены "компасной розой", затем название цветка перекочевало на диаграмму, показывающую направления ветров в регионе. В ходе урока ученики не только осознавали поэтичность географии, но и изучали значительное влияние ветров на погоду, климат, количество осадков. Понимание закономерностей позволило перейти к изучению природных зон Земли: саванны, джунгли, арктические пустыни открывали ученикам свои особенности и секреты жизни растений и животных.

На этой неделе в шестом классе занимались геометрией. Сначала ребята познакомились с координатной плоскостью: в качестве тренировки рисовали по координатам птиц, слоников и самолёты. На следующем уроке они учились пользоваться транспортиром, измеряли углы, искали параллельные и перпендикулярные прямые. Геометрия пошла так хорошо, что шестиклассники справились в урочное время не только с минимальным заданием, но и с домашней работой – домой отправились ко всеобщей радости без задания!

Русский язык продолжает нас радовать своими секретами! Литературный язык имеет давнюю историю, корнями уходящую в глубокую древность. Изначально письменный язык – старославянский - был языком книжным, языком церковной культуры, и создан был для нее. Как устный древнерусский и письменный старославянский языки соединились в один? Можем ли мы узнать старославянизмы – слова, заимствованные из старославянского языка – в современном русском языке? Оказалось, что, зная особенности старославянизмов – лингвисты постарались до нас, особенности известны, - можно понять, наследием письменного или устного языка является то или иное слово в современном русском. Не все получалось сразу, но вода камень точит! 

На английском языке ребята выполняли упражнения на практическое закрепление времен группы Indefinit, читали диалоги приветствия и 1-ю главу Дюймовочки с комментарием. 

В среду все, кто был в школе, сделали ещё одно важное дело - подписали 30 открыток для одиноких дедушек к празднику Защитника Отечества. Открытки полетят в один из Тульских домов престарелых, ведь учёба-учёбой, а реальная жизнь важна не меньше.