Василий Дмитриевич Поленов... Вряд ли найдется человек, который не знает этого имени.
На днях мы побывали в гостях у живописца.
Экскурсия на выставку Василия Поленова была нужна не только, чтобы познакомиться ближе с творчеством прекрасного русского художника, одного из родоначальников русского лирического пейзажа, который обратил на него взгляд широкой публики, к таким сюжетам на тот момент не привыкшей.
Экскурсия была нужна не только потому, что школа считает важным для своих учеников не пропускать такие знаменательные события в культурной жизни столицы.
Безусловно, думать над картинами, всматриваться в них, уметь читать их - нужно любому образованному человеку.
Но для наших шестиклассников - именно они оказались счастливчиками, которые отправились в Третьяковку - эта экскурсия была нужна для знакомства с жизнью удивительно разностороннего человека - Василия Дмитриевича Поленова. И история его жизни - это настоящий урок, важный не меньше тех, которые ученики прогуляли в этот день.
Поленов в один год защитил два диплома! Один - в Петербургском Университете, на юридическом факультете; другой - в Императорской Академии Художеств. Участник Балканских войн, куда занесла его судьба во время пенсионерской поездки по Европе (полученной, между прочим, за золотую медаль Академии). Прекрасно пел, написал музыку к опере, которую ставили в кружке Саввы Мамонтова. Декорации, впрочем, рисовал тоже он.
По обещанию, данному любимой сестре перед её смертью, написал свою знаменитую картину "Христос и грешница". И не просто так написал! А долго готовился, путешествовал по Палестине, откуда появилась большая серия его этюдов, занявшая на выставке целый отдельный зал. Сестра художника хотела, чтобы он был "настоящим" художником, а такие в те времена писали не пейзажи, а сюжетные картины. Поленов по просьбе сестры защитил свое звание художника. "Христос и грешница", которая выставлялась на очередной передвижной выставке в самом уголке зала, чтобы, если Император не одобрит, её можно было бы беспрепятственно вынести с экспозиции, в итоге была куплена Императором Александром III за 30тысяч - сумма по тем временем немалая. А на эти деньги Поленов впоследствии купил своё прекрасное имение на Оке, откуда написал множество своих тихих светлых пейзажей, именно тех, за которые, вместе с "Московским двориком" его знают как художника-пейзажиста.
Вот же зигзаги судьбы: любил, видел и понимал русский пейзаж. С блеском писал исторические и сюжетные картины. Отстоял звание художника перед своими современниками, а потомки его любят во многом именно за пейзаж.
Поленов не шёл на поводу у моды, он оставался верен своей песне. Только большое чувство ответственности было импульсом к исторической живописи. И мы - потомки - при упоминании имени Поленова вспоминаем его солнечный "Московский дворик" и это ощущение летнего полдня от его картин.
Здесь представлены фотографии некоторых фрагментов живописи Поленова. Предполагаем, что целиком картины все могут увидеть на выставке, а на детали не всегда обращают внимание.