Вифания

Семейная школа

при приходе храма св. прав. Иоанна Кронштадтского в Жулебино

Дистанционное обучение в "Вифании". Начало. 16.03-28.03.2020.

Решение уйти на дистанционное обучение было стремительным - ситуация менялась каждый день, и ещё в пятницу, 13 марта, никто и не предполагал, что новую учебную неделю начнёт не в стенах школы. Однако, мы посчитали невозможным рисковать ни детьми, ни учителями, ни всей "Вифанией". Браво учителям: ни капли паники, перестроились и мобилизовались в считанные часы, и уже утром в понедельник, 16 марта, ученики получили первые задания. И в течение этих двух недель наши учителя усердно работают, высылая, проверяя, комментируя каждому в отдельности замечания.
Внашей школе оказалось сразу несколько вариантов проведения удалённых уроков.
 
1 класс.
"Мне очень повезло, - говорит учитель 1 класса Светлана Александровна, - основной материал школьного курса первого года обучения по математике мы успели освоить до этого момента".
Самое время заняться повторением. Каждое утро, ровно 9.00, ученицы получают виртуальное задание, рекомендации и занимательные видеоуроки по новым темам.
Вот чем мы занимаемся на математике:
- сложение и вычитание чисел в пределах 20 (таблица сложения);
- решаем круговые примеры в картинках;
- сравниваем выражения;
- решаем простые и составные задачи (в два действия);
- в задачах учимся сами ставить вопрос и находить правильное решение и ответ;
- решаем примеры с именованными числами (повторяя таблицу мер длины);
- отгадываем ребусы и кроссворды;
- заменяем сумму одинаковыми слагаемыми (готовимся к таблице умножения!);
- измеряем отрезки, чертим их в тетради, сравниваем длину каждого;
- познакомились с периметром.
"Утром я отправляю задание, а после обеда получаю выполненные работы своих учениц. Пишу замечания по каждому номеру, исправляю ошибки, добиваюсь правильных решений и записей. И так до вечера..."
 
Так же строится работа по русскому языку. Девочки очень любят писать в "большой тетради", т.н. тетради на печатной основе. Там много интересных занимательных заданий по всем темам курса 1 года обучения. Пополняем словарный запас, учим словарные слова (новые за эти дни: класс, деревня, город). Разгадываем загадки, ребусы, придумываем кроссворды со словарными словами.
Регулярно повторяем основные орфограммы первого класса ЧА-ЩА, ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ. Почти на каждом уроке тренируемся находить слова по их звуковым моделям (звуко-буквенный анализ).
Очень важно для моих первоклассниц научиться переносить слова в нужное место и на нужную строчку. Пока девочки часто допускают ошибки на перенос слов. Придумала для них "Памятку".
Готовимся к изучению частей речи, учась задавать вопросы к словам: КТО? ЧТО?
КАКОЙ? КАКАЯ? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ? 
До сих пор тренируемся писать заглавную букву в именах собственных. Это одна из важных тем первого класса.
 
При такой форме обучения ученики могут надеяться только на себя. Они не слышат и не видят ошибки своих товарищей, они учатся работать один на один с "с чистой информацией". Каждый подбирает себе свой график выполнения работ и заданий от учителя и учится распределять своё свободное время. Ученикам начальной школы, конечно, нужна помощь и контроль родителей. 
Зато такой формат обучения даёт возможность много читать. За эти дни мы прочитали (и послушали) рассказы Евгения Пермяка «Самое страшное», "Бумажный змей", Елены Ильиной "Чик-чик ножницы", Ивана Бутмана "Клоун", а стихотворение Валентина Берестова "Серёжа и гвозди" - выучили наизусть. 
Для свободного чтения были предложены книги детям: В. Осеевой "Волшебное слово", А. Барто "Вовка -добрая душа", Е. Пермяк "Первая рыбка".
Вторая большая тема, которую мы начали: "ЧИТАЕМ СКАЗКИ, ПОСЛОВИЦЫ, СЧИТАЛКИ". Все произведения шли под девизом "дружба всего дороже".
Именно на расстоянии от подруг, от учителей понимаешь, как не хватает друзей, совета старшего товарища.
Читаем: Михаила Пляцковского "Урок дружбы", В. Орлов "Как Малышу нашли маму", А. Усачев "Грамотная мышка", М. Яснов "В лесной библиотеке" - эту считалку девочки выучили и смогут применить её в игре.  Сейчас читаем сказку самого известного и всеми любимого сказочника Х-К. Андерсена "Оловянный солдатик". 
 
К огромному сожалению, в силу различных объективных причин, не удаётся пока наладить уроки немецкого языка для первоклашек. Очень надеемся на исправление этой ситуации.
 
Во 2 классе работа строилась таким же образом. Ребята получали самостоятельное задание и видеоуроки, выполняли, отправляли учителю на проверку.
 
По математике продолжали изучать табличное умножение и деление на два. Решали очень много задач (по 3-4 ежедневно). Переводили величины, сравнивали, считали периметры. И так по много раз: повторение - мать учения!
 
По русскому языку ребята учились работать с текстом, учились кратко пересказывать текст по ключевым словам, корректировать тексты с нарушенной последовательностью абзацев, делили текст на предложения и правильно их списывали. Орфограммы выделяют в каждом задании. Новым является формат работы с экраном: некоторые задания даются по видеоурокам. Но так выполняли даже задания по чистописанию. Таким образом, все основные задачи по русскому языку выполняются.
По литературному чтению ребята продолжили изучать произведения про весну. Познакомились с поэтическими произведениями. В стихотворение Э.Шима "Чем пахнет весна" ребята наблюдали за изменениями в живой и неживой природе весной. В произведении Ф.Тютчева "Зима недаром злиться" через поэтические образы (олицетворение) рассказывали о зиме и весне. 
 
По окружающему миру особенно хорошо помогают видеоуроки. Так мы узнали, что такое горизонт и линия горизонта. Познакомились с основными и промежуточными сторонами горизонта, с устройством компаса, научились им пользоваться и определять стороны света. А также узнали, как можно ориентироваться по солнцу и по местным признакам.
Ещё ребята выполняли тренировочные работы для сдачи ВПР.
 
3 класс.
Прошедшие недели стали для детей и родителей (да и для учителя) началом своеобразного внеочередного экзамена на самостоятельность и самоконтроль! Некоторые ученики с самого первого дня начали твердить, что "лучше бы ходили в школу ". А самое интересное, что оказывается, мы столько успевали делать в классе!!! Одним словом - сложновато. Кто-то практически сразу включился в новый режим работы. Кому-то непросто настроить себя.
День учителя сейчас состоит практически нон-стоп из подготовки заданий, печати заданий в группу, записи видео и аудиокомментариев, проверки работ, записей каждому, что надо поправить, доработать и т.д. 
Но несмотря на трудности, которые мы героически преодолеваем, закончили изучение произведений Константина Паустовского, выучили наизусть красивый фрагмент из произведения "Какие бывают дожди ", поработали со стихотворениями и сказкой-пьесой "Кошкин дом" С. Маршака, учили наизусть, читали выразительно, анализировали. По русскому языку начали знакомство с именем прилагательным как частью речи, системой изменения, ролью в предложении. 
Математические темы сейчас интересные: осваиваем нумерацию многозначных чисел, умножение и деление на 10,100,1000.
Одновременно решаем задачи разных типов, уравнения, делаем вычисления в столбик.
Вроде несложно, а времени занимает много.
За прошедшую неделю написали контрольные работы по русскому языку, литературному чтению, математике. Еще предстоят диктант и изложение до конца третьей четверти. 
И каждый урок начинаем с мини-самостоятельной работы по пройденному материалу и домашнему заданию. 
Эти фото приходят первыми с завидной стабильностью.
Окружающий мир проходит теперь не только в  работе с текстом, добавился поиск животных по таблице и их полная характеристика (с классами, отрядами, подотрядами, семействами). Кто-то прямо загорелся этой новой формой обобщения материала - характеристика идет как по маслу. Кто-то еще не включился. Но мы продолжаем работать.
Вторая неделя удаленной работы осуществлялась вполне в запланированном ключе. Наверное, произошло принятие ситуации и прошел первый шок от ее изменения.
 
3 класс работает, конечно, не так, как бывало в "присутственных" условиях, но работает.
На второй неделе все так соскучились, что все же решились на пробу онлайн-общения! В промежутке, когда у шестиклассниц перерыв (ведь старшие сёстры вовсю учатся с помощью скайпа), очень ограниченно - только 2 урока (по 30 мин) с перерывом. К сожалению, связь несовершенна, поэтому дети отвлекаются на разные технические сбои. Естественно, тратится драгоценное время эфира. Но мы т а к все обрадовались, что снова вместе, что встречаемся с улыбками до ушей и дети слегка подхныкивают, что "урок УЖЕ закончился!" 
В такой форме попробуем продолжать разбирать самые сложные и новые темы. А так - уже почти отработанная система: задание - фото/аудио/видео отчет о выполненной работе. Что-то получается четко и слаженно (например, мини-самостоятельные работы). Что-то пока не очень сложилось в систему.
Но мы осваиваем удивительные произведения Леонида Пантелеева, читаем выразительно диалоги, передавая характер героев и особенности ситуации, разбираемся, кто и почему поступил так, как поступил, записываем отзывы о произведениях, выясняем, что дает это произведение нам лично. Да! Еще мы начали делать представление любимой книге: рассказ о ней. Да такой, чтобы захотелось прочитать. Пока не все выступили, но отдельные представления явно удались!
По русскому языку мы осваиваем непростые темы, связанные с тонкостями написания безударных окончаний имен существительных. Как только они уложатся, снова обратимся к имени прилагательному.
Математика открывает для нас секреты умножения и деления круглых чисел. Еще мы закрепляем умение умножать и делить на 10,100,1000, параллельно работаем с задачами (определяем тип задачи, составляем схему-краткую запись, с одного взгляда учимся определять стратегию решения), тренируем вычислительные умения, решаем уравнения.
По окружающему миру перешли к новому классу - классу птиц. Продолжаем учиться характеризовать животное по таблице, описывать "с головы до хвоста".
 
4 класс.
Дистанционное обучение на первой неделе у четвероклассников складывалось по-разному. Многие блестяще справляются с новой формой обучения, но некоторым это даётся с трудом, им трудно концентрироваться, а такая неформальная обстановка работает "против нас".
Но есть и свои плюсы. Родители дома могут учить ребёнка рационально распределять рабочее время, а ребёнок может сам устанавливать скорость выполнения упражнения, планировать место и время, в короткое время получить обратную связь с учителем. Учитель присылает свои замечания о выполненном задании, ребёнок может тут же исправить, отправить работу над ошибками учителю и получить отметку уже выше. Так тема отрабатывается на собственных ошибках.
На математике ребята решали задачи разных видов, сложные уравнения, примеры на труднейшие случаи деления многозначных чисел с нулями, переводили именованные числа, ломали голову над логическим заданием.
На уроках литературного чтения ребята познакомились со сказкой Н.П.Вагнера о Фее Фантасте. А по итогам написали сочинение-рассуждение "Когда у меня бывает вдохновение?"
Познакомились с новым жанром – деловой документ, читали отрывки из Конвенции о правах ребёнка, выполняя задание в тетради, порассуждали о своих правах и о том, какие ещё права они хотели бы вписать в этот документ (надо сказать, что некоторые заявили, что их вообще всё устраивает).
Каждый понедельник присылают новый видеорассказ про книгу о войне. 
А задания на уроках истории были тесно связаны с русским языком и уроками литературного чтения. Ребята изучали статью в учебнике - «Россия в годы советской власти» и написали сочинение-рассуждение – «Сравнение
герба СССР и герба РСФСР», изучая тему – «Начало Великой Отечественной войны», ребята подготовили устное сочинение-повествование по вопросам с показом по карте.
Но, наверное, самым необычным и интересным было задание написать сочинение-рассуждение о ... 7 симфонии Дмитрия Шостаковича! По первой её части - знаменитом "Нашествии". Сочинения ребят можно почитать на сайте школы.
Конечно, нам всем непривычно так учиться, но дистанционное обучение позволяет детям и дома
успешно реализовывать учебную программу. Главное - не поддаваться ни панике, ни, наоборот, желанию сделать потом. Воспринять ситуацию стойко и ответственно. Может, четвероклассникам под занавес их начальной школы это особенно полезно, ведь следующий шаг - в среднюю школу, где организовывать себя нужно уметь лучше.
 
Большой плюс такой работы для учителя в том, что можно трезво посмотреть на навыки ребёнка, вычислить его
слабые стороны и сфокусироваться на них. Иногда помогают и родители: при выполнении задания просят материал для повторения соответствующей темы. И вообще хочется сказать спасибо родителям, на которых нежданно-негаданно легла дополнительная нагрузка по организации процесса!
Возможность точечной проработки проблемных тем составляет наибольшую ценность обучения дома. Например, если у ребенка есть проблема с величинами, то работаем именно с этим — тренируем и доводим до автоматизма.
Ребята получают и видео-уроки по разным предметам, посмотреть видео можно не один раз. На сайте УЧИ.РУ тоже стали проводиться видеоуроки, у ребят есть расписание, а с сайтом они хорошо знакомы, участвовали в интернет-олимпиадах.
 
За эти две недели ребята прислали около 400 сообщений учителю на проверку и почти 30 видеоответов. А если встречается ошибка, то выполняют исправление и опять присылают учителю, чтобы не было ни одного пробела. Стоит ли удивляться, что при такой кропотливой работе у ребят только хорошие и отличные отметки.
 
Пожалуй, самым сложным является обеспечение ученикам начальной школы изучения иностранного языка удалённым способом. Для маленьких учеников такие способы вообще не применяются, но выхода нет. Учитель французского языка - Людмила Геннадиевна - проявила чудеса изобретательности, чтобы её предмет не пострадал сильно в этой ситуации.
 
Обстоятельства таковы, что проводить онлайн-уроки в виде конференции  по Skype или на других платформах не является самым лучшим вариантом: некоторые уехали загород, где интернет ловит плохо, другим родителям просто сложно дается освоение электронных платформ, ну и самое главное – в новых обстоятельствах очень  непросто собрать всех учеников онлайн в одно время. Чтобы избежать того, что кто-то будет пропускать уроки и не иметь полноценного доступа к изучаемым темам, было принято решение каждую неделю высылать ребятам по несколько записанных видеоуроков с разбором новых правил и проговариванием новой лексики. Кроме того, ученикам крайне рекомендовано (как и раньше) пользоваться электронным приложением Quizlet, куда преподаватель заносит все изучаемые слова и конструкции, – таким образом можно посмотреть, как они пишутся, и еще раз послушать, как их правильно произносить.
Такой формат бросает перед ними новый вызов: каждый проходит проверку на самоорганизацию и самодисциплину. Безусловно, тут очень важна регулярность: своевременный просмотр всех уроков, отработка устных заданий, а также выполнение письменных домашних заданий. Ученики, которые и ранее до карантина регулярно делали домашнее задание, продолжают это делать и сейчас и довольно успешно осваивают материал. А те, кто и во время обычного обучения в школе позволял себе время от времени не выполнять его, сейчас испытывает большие трудности с самоорганизацией. Еще одной сложностью является то, что некоторые ученики начинают накапливать домашние задания в силу разных причин, и тогда, конечно, разобраться уже в трех-четырех уроках сразу становится гораздо сложнее.
Что касается непосредственно изучаемого на этой неделе материала, то с более старшими учениками мы выучили слова и конструкции, характеризующие наше самочувствие и моральный дух, и, разумеется, освоили сопутствующую грамматику. Тема была запланирована программой изначально и никак не была связана с текущей эпидемиологической ситуацией  - но так уж совпало, что она пришлась очень кстати! Ребята научились таким фразам как: «Я устал», «Я рассержен», «Я хочу есть и пить», «Мне жарко», «Мне холодно», «Я болен», «У меня болит рука/нога» и т.д.  Мы также тренировались спрашивать про самочувствие другого и давать неравнодушные советы в каждой из конкретных ситуаций. Например, такие: «Тебе холодно – надень свитер!», «Хочешь есть - съешь бутерброды с сыром» и т.п.
С более младшими ребятами  мы сконцентрировались на изучении следующего «блока» цифр, на этот раз до 60, а также выучили дни недели и потренировались рассказывать о нашем расписании в разные дни. 
В целом впечатления от проведенной недели, скорее, позитивные – ученики в большинстве своем стараются и осваивают материал, предусмотренный программой.
 
6 класс.
Дистанционное обучение по математике в 6 классе проходит гладко. Теперь ребята каждое утро получают задание, которое необходимо выполнить до вечера. Сначала задачи были связаны с повторением пройденного: как раз отличная выдалась возможность не мешая друг другу вспоминать и закреплять материал. С теми, кто немного забыл, общались по переписке. А потом они получали индивидуальное задание, составленное специально для усиления их слабых мест. В данном случае вышло не хуже, чем при живом общении в классе. В конце недели попробовали пройти новую тему - степени. Ребята на своих листиках получили задачи нового вида с текстовым вступлением-объяснением. Им пришлось самим разобраться в материале и сделали они это очень качественно. Конечно, не все темы и не все задачи легко проходить в дистанционном режиме, но такие можно пока отложить. Стоит отметить, что и общее качество выполнения работ улучшилось. Те, кто раньше допускал много ошибок по невнимательности, в домашних условиях стали гораздо собраннее, и это очень здорово! 
 
Иная ситуация происходит на уроках биологии и географии.
"Учительско-ученические отношения - это отношения энергообмена. Здесь важна и манера речи, и взгляд, и улыбка. Именно личность учителя, его энергия концентрируют учеников, увлекают их. К сожалению, передавать заряд через экран намного сложнее, чем в реальности. Поэтому за прошедшую неделю я в 6 классе впервые увидела отсутствующий взгляд и невключенные лица. Конечно, есть ребята, готовые и способные работать в любых условиях. Но есть и те, кому трудно работать в таком режиме. Рассказывать тему, видимо, нужно небольшими кусочками, чередуя с большим количеством вопросов и заданий. Тем не менее, на уроке биологии 6 класс успешно написал биодиктант по пройденным темам, а также выяснил, почему одни цветы яркие и приятно пахнущие, а другие невзрачные и не имеющие запаха вообще" (Наталья Владимировна - учитель биологии и географии).
 
Алексей Владимирович - учитель истории:
"С самого начала наибольшую обеспокоенность у меня как у преподавателя, ответственного за урок, вызывала техническая сторона вопроса. Было не понятно, что делать, если техника - качество соединения или работа программы - станут препятствием на пути у реализации учебного плана. Ведь в этом случае, находясь на отдалении, исправить положении дел практически невозможно. К большому облегчению, техника ещё ни разу не подвела нас в процессе дистанционного обучения. Качество связи всё время оставалось на достойном уровне, и все ученики могли принимать участие в работе. Что касается содержательной части занятий, то в случае с историей она практически не претерпела изменений. На сегодняшний день мы продолжаем проходить историю так же, как планировали делать это и делали, присутствуя в аудиториях. По-прежнему начало занятия знаменуется коротким опросом по выполненному домашнему заданию, который иногда растягивается на целый урок, потому что, комментируя и исправляя работу подопечных, я часто бываю вынужден делать пространные комментарии относительно уже пройденного материала. После короткого перерыва, на втором занятии, у нас проходит лекция с новым материалом. Судьба Первой Мировой цивилизации, причины её крушения, Промысел Божий и воля человеческая как факторы мировой истории были в центре нашего внимания в последние несколько дней. Перед этим мы продолжали ранее начатый разговор о пути и судьбе праведника в истории, о котором говорили в контексте жития Авраама, отца всех верующих (его икона, написанная преподобным Андреем Рублёвым на стенах Успенского собора во Владимире, висит у нас в классе). В этом же контексте нами были рассмотрены свойства Церкви как Ковчега Спасения, народа как дара и милости Божией и Царства как искусства ловить зверя апокалипсиса – Каина и его потомков – в мировой истории. Успешность освоения учебного плана ребятами если и не станет абсолютной, то точно не должна пострадать от перевода на дистанционный режим. Скорее наоборот, воздух свободы сельской жизни пойдёт на пользу любому обучению для большинства из них!" Вспоминаются рассказы Сергея Аксакова, как приезжал он гимназистом на каникулы в родную любимую деревню, к родителям. А с ним приезжал его учитель... Как интересно налаживали они учебный процесс в условиях "воздуха свободы сельской"!
 
О том, как проходит дистанционное изучение немецкого языка, рассказывает преподаватель Ирина Сергеевна:
«Прошла неделя дистанционного обучения. Мы привыкали к новой форме работы, но, можно сказать, что к концу недели у нас стало получаться. Мы встречаемся каждый день на платформе Skype, проводим онлайн-уроки. Я стараюсь при этой встрече построить урок так, чтобы мы больше говорили на немецком, используя лексические выражения, отрабатывая грамматику.  У нас получилось разобрать большую грамматическую тему «Предлоги с дательным и винительным падежом». Благодаря этой теме ученики могут теперь описывать предметы в пространстве (что где стоит, лежит, висит). Эта тема всегда вызывает много грамматических ошибок и требует постоянной тренировки. На уроке мы проговариваем предложения, в которых надо использовать определенный предлог, а дома девочки прописывают эти же предложения письменно, чтобы закрепить полученные знания. Тренируемся в закреплении разных тем на учебной платформе www.learningapps.org. Ученики делают упражнение и, если оно выполнено верно, присылают скриншот прохождения задания и  оценку.
Хотелось бы, чтобы наша работа было очень эффективной, поэтому я выбираю самые эффективные способы преподавания немецкого языка при дистанционном обучении. Главное, что мы работаем каждый день!!!»
 
Об уроках Античной культуры рассказывает Анна Александровна:
«На прошлой неделе мы продолжили онлайн заниматься точно так же, как и на реальных уроках. Мы повторили тему Юноны и Аргуса, прочитали новый учебный текст на латыни и разобрали строчку Овидия. Не хватало картинок и тяжеловато "пошел" текст.
На этой неделе все было уже в техническом плане лучше: мы разобрались с функцией демонстрации экрана, посмотрели и обсудили первые латинские памятники письменности, весьма необычные и забавные, более успешно читали и разбирали текст. На этой неделе обсудили также начало истории Рима, наследие Рима и языка. Так как это пройденная тема, рассказывали только ребята, учились быстро и кратко выражать свои мысли и формулировать. Преподавать приходится с малышами "на руках", встраивая урок в домашние будни. 6-летний сын строил в кадре за спиной башню до самой люстры, периодически что-то роняя. Латынь он немного знает. Тогда пришлось возглавить то, что нельзя подавить, я попросила малыша рассказать школьникам новую тему, латинские числительные, что он с гордостью и сделал. Ученики с большим рвением повторили за ним три раза, а в конце урока отдельно вызвали и поблагодарили самого младшего научного сотрудника - Панкрата Андреевича, и все вдоволь посмеялись. В целом, я даже удивлена, что ребят не смутил онлайн-формат, они так же бодро и четко работают. Но ведь наше виртуальное общение опирается на длительный и плотный личный контакт, на давнюю здоровую дружбу ребят и теплые отношения с учителями. Я хорошо знаю, к кому обращаюсь, и вижу, что ребята хорошо себя чувствуют и друг-друга понимают. Чувство локтя в испытаниях, пусть и небольших - это волшебно! »
 
В преподавании русского языка и литературы изменилось, конечно, много. Сложно не согласиться с Натальей Владимировной в том, что отношения учитель-ученик – это прежде всего отношения энергообмена, которые поддержать на расстоянии весьма сложно. Чтобы максимально разгрузить детей от компьютеров как средства связи, на которые в данной ситуации возлагаются основные надежды, занятия русским языком мы постарались перевести в самостоятельную плоскость, благо, за прошедший месяц девочки вполне навострились анализировать то, что они делают с точки зрения языка как системы. В онлайн-режиме мы проводим уроки по развитию речи: учимся различать стили и типы речи, определять их уместность в той или иной ситуации, переделывать один стиль в другой, учитывая особенности каждого из них - и изучаем новый           материал.
В изучении русского языка в школе есть два аспекта: ребенку важно научиться грамотно говорить, с одной стороны, и понять, изучить язык как систему, которая живет по определенным правилам, развивается по определенным закономерностям, с другой стороны.
Многолетний опыт показывает, что более успешно освоение письменного языка проходит тогда, когда язык встроен в жизнь, когда он востребован. Именно поэтому, учитывая общую ситуацию, занятия по литературе мы перевели в формат писем друг другу. С одной стороны, это сложно, с другой стороны, убивает двух зайцев.
Очень сложно, оказывается, говорить по делу – в устной речи мы привыкаем к легкости формулировок, за которыми не всегда стоит глубокое содержание, а хотелось бы, чтобы дети понимали ценность слова… Такой жанр как письмо совершенно забыт в силу жизненных обстоятельств – век информации и технологий, против него не пойдешь. Большой соблазн – что-нибудь быстренько написать… А быстренько и по делу – не получается, поэтому завязывается настоящая переписка. В силу того, что почты тоже на карантине, мы пишем письмо (конечно же, от руки), в котором рассказываем о каком-то прочитанном произведении, и отправляем его фотографию. Конечно, всем интереснее было бы получить настоящее письмо, в конвертике, с марками, с печатями, но увы – почты закрыты тоже. Пока мы делимся впечатлениями о произведениях из учебника, которые мы как раз отложили на самостоятельное прочтение, но в будущем, я надеюсь, мы сможем обсуждать и произведения, прочитанные по своему желанию. Ребята еще с пятого класса знакомы с идейно-художественным своеобразием произведения – это план, по которому произведение анализируется. Вот сейчас он большой помощник! И, конечно же, когда ты пишешь письмо, приходится следить за языком и, что естественно, выплывают так называемые «любимые ошибки», над которыми самое время поработать – что нам и нужно.
Поэтому фронт работ по русскому языку определен, методика выбрана, осталось дело за малым: немного усердия и времени - и птичка будет в клетке!
 
Две недели на дистанционном обучении вполне показали, что формат обучения может быть разным. Эффективность зависит от того, сколько желания и усердия проявляет ученик.
Проявить желание и усердие, пожалуй, в настоящее время – самое сложное, но, может быть, это время как раз и дано для того, чтобы мы, так или иначе привыкшие пролетать над жизнью, вдруг смогли остановиться и задуматься, а что в жизни является важным, что нужно сейчас, что нужно для будущего.
Пожелаем всем нам большого терпения и мудрости, ибо, как говорил Платон больше 2 тысяч лет назад, основа всякой мудрости есть терпение.