Вифания

Семейная школа

при приходе храма св. прав. Иоанна Кронштадтского в Жулебино

Дистанционное обучение "по ту сторону". Взгляд родителей.

Наши учителя еженедельно рассказывают, чем они занимались с детьми на уроках. В период дистанционного обучения родители полностью вовлечены в процесс. Те, у кого несколько детей-школьников, знают ситуацию с разных аспектов. Но тем не менее, в период "удалённого" общения и строгого соблюдения дистанции мы решили собрать воедино разные мнения об организации учебного процесса.

 

Конечно, большинство сетуют на сложность организации: детям дома настроиться на учёбу очень сложно. Когда дома много детей, и не только школьников, но и малышей - ещё сложнее. 

Многие говорят, что дети успевают в школе больше, чем дома. Выполнение заданий растягивается на целый день. Под присмотром учителя, конечно, дело идёт быстрее.

"Да, нам тоже организовать нелегко: все дети сидят дома, конструктива мало. Дома у всех находится масса интересных дел, общение нон-стоп".

"Нас в целом все устраивает. Не просто с организацией, но мы и не ждали, что будет легко".

"Самое сложное наладить внимательность и сосредоточенность. Я не скажу, что очень много задают. Адекватно. Поэтому понимаю, что главный наш вопрос в организации процесса. Саша умело пользуется поводами для «покушать, в туалет...» для того, чтобы отвлечься. Но пока прошла всего неделя. В школе они вместе и отвлекаться нельзя. Поэтому и успевают больше. Мы тоже сидим целый день с перерывами. Но я понимаю, что тут мало чем поможет кто-то. Педагоги и так делают все, что могут".

"Самое главное в этой ситуации - режим!" - сказала мама Дениса. В одно и то же время подъём, приём пищи, уроки! Как в армии! Тогда есть шанс не запустить процесс.

А есть ещё вот такой конструктивный отзыв: "Думаю, проблемы в основном у родителей началки. Страшно трудно организоваться самому, а также вырвать ученика из прострации. Со старшими почти ничего не изменилось - общение в скайпе помогает быть вместе. Кроме того, родителям иногда удается подслушать о спасении женами мужей от бесчестья, о коварстве цивилизации, о разнице между драмой и трагедией, а также о грядуще- насущном: строении картошки.
В целом же мы получили возможность поиграть, так сказать, в деревенскую жизнь: побыть семьёй на природе, при этом работая и учась. Научились делить компьютер и стол, затихать, когда другой человек на связи. Так что, считаю, что такие условия всё же имеют свой плюс. Во всяком случае, я хочу видеть плюс".

Или вот такой: "Дистанционное обучение было неизбежным. С этим было невозможно спорить. Но, понимая, что именно сейчас начнётся в моей семье, я не спешила размахивать транспорантами "Все на удалёнку!" Мне уже хорошо знакомо, что это такое - заставить детей учиться дома. Задания на каникулы, наш опыт домашнего обучения до образования школы, даже единственный неучебный день - среда - выматывали все нервы по организации учебного процесса, хотя я лично имею большое преимущество - мне очень интересно учиться самой и учить своих детей. Наверное, от моего энтузиазма иной раз детям ещё сложнее... В общем, в доме 2 школьника и ещё 4 дошкольника. Первые дни - полное отчаяние. Ведь взрослому кажется: дети должны сами понимать, что это не каникулы, а такая вот учёба. Кроме школы есть музыкалки и спортшколы. Постепенно учебный процесс на удалёнке начал налаживаться и там. Это значит, что всё надо сфотографировать, переслать, не перепутать, не забыть, получить сообщения с ошибками, их исправить, опять не перепутать, где чьё задание, отправить снова. В результате и путаю, и забываю, и не успеваю. Очень сложно вычитывать задание с экрана и организовать просмотры видео-уроков и презентаций двоим одновременно. 

Но... "привычка свыше нам дана". Привыкают и родители, и дети. Утром идут за заданием. Постепенно учатся делать сами. С более младшим надо больше сидеть. Попробовала было проявить строгость - дать полную самостоятельность. Но сама же и попалась: ведь сообщение с ошибками выслали мне, а значит мне и разбираться снова. Это как преподаватель ставит "2" за экзамен и тем самым обрекает сам себя приезжать на пересдачу! Потом стала понятна очень простая истина: дети ещё малы для того, чтобы организовать и, главное, мотивировать себя сами. Поэтому они сделают ровно столько, сколько ты-родитель им дашь, проследишь и настоишь. Спокойно, иногда строже, иногда мягче, но медитативно твердить своё: математика, зарядка, инструмент, русский, сольфеджио, математика... Мы можем смотреть наперёд и строить планы или схемы. Дети не могут. 

"Не было счастья, да несчастье помогло". Не хватало времени и сил заниматься отработкой тем с младшим школьником, а теперь и выбора нет. Учителя под боком нет, сам ещё не умеет. Есть повод внимательно проследить, что больше не получается, отработать, разобрать." 

Человек и пароход  Учитель и родитель Екатерина Сергеевна Авдеенко делится своим взглядом на ситуацию:
"Я, как учитель и родитель одновременно, к этой ситуации изначально отнеслась с интересом. Мне вообще всегда проще "с интересом", чем "с неизбежностью", потому что интерес связан в какой-то степени с азартом. А что получится? А вообще получится?
 
По прошествии не такого уж и большого времени на дистанционном обучении, но при этом достаточного для того, чтобы хотя бы первые выводы сделать, я пришла к следующему:
 
Во-первых, режим – наше все. Есть режим – есть результат. Нет режима – растеклись мыслью по древу.
 
Во-вторых, с одной стороны, чем больше дел - тем больше успеваешь, с другой, можно навалить дел сразу столько, что не захочется успевать. Первая неделя в этом смысле была тяжелой. Нужно было разобраться. Поэтому все нововведения мы осваивали постепенно: втянулись в учебу (пока я думаю, что это приоритет – желания детей меняются, обстановка тоже, но хорошо образованный человек, обладающий определенными навыками, найдет себя легче) - подключили спортивную программу, втянулись в тренировки – принялись встраивать музыкалку. Не знаю, насколько это было осознанным, но сейчас я понимаю, что в нашем случае это было правильно. Ну и, конечно, ситуация позволяла – все-таки все относятся с пониманием к сложившейся ситуации.
 
В самом начале дистанционного обучения мне попалась статья какого-то психолога, который сформулировал очень простую мысль: мама в сложившейся ситуации не должна перестать быть мамой. Учеба – учебой, а дом должен остаться домой. С моим перфекционизмом и жаждой знаний очень иногда сложно соблюсти баланс: я действительно иногда удивляюсь, как можно не хотеть узнать нового? Как может быть это неинтересным? Как не интересно докопаться до решения уравнения?
Но у моих детей много других интересов: нам надо мастерить оружие, устанавливать флаги, строить жилища, сражаться, читать то, что хочется, а не то, что задали… И, честно говоря, пользуясь ситуацией, я дала добро на всю эту прекрасную жизнь. Я очень стараюсь держать руку на пульсе, но не всегда получается, и не всегда я ставлю уроки во главу угла. Пусть, наконец, они приобретут тот навык, который был у нас в детстве – отвечать за свое время – и который в силу нынешних условий у наших детей почти отсутствует. Их день спланирован полностью, заранее и надолго.
 
В-третьих, дистанционный режим (хорошо это или плохо – не знаю. По мне, скорее хорошо) позволил немного замедлить сумасшедший ритм, в который попали дети, и – надеюсь – хотя бы немного даст им возможность осязать свои интересы: интересна география – читай, теперь есть время. Раньше была отговорка: «Времени нет» - теперь есть. Проявляй свои интересы. Интересна математика – занимайся. Музыка – вперед! Литература – пожалуйста!
Мне кажется, это в жизни важно. Очень мало детей, которым интересно все подряд, да, наверное, это и не нужно. Но уж если тебе что-то нравится, то проявись.
Может быть, после возвращения в привычное русло, что-то в восприятии жизни наших мальчиков изменится – я постараюсь быть готовой.
 
Ну и последнее - по месту, но не по значению - я очень рада, что Женя учится в нашей школе! Мне ценна та рабочая атмосфера, в которой дети находятся. Мне нравится работа на результат, которая, я надеюсь, детям все же передается. Мне очень хочется думать, что возможность общаться с настоящими специалистами в своем деле даст детям возможность понять, что очень важно в жизни – быть хорошим специалистом. И даже не совсем важна отрасль приложения: быть инженером или врачом, музыкантом или фермером, художником или водителем... По-настоящему важно – не халтурить в жизни. Если браться за дело, то так, чтобы не было стыдно. Привыкаешь ко всему.
 
Огромное спасибо нашим учителям! За то, что вы мгновенно перестроились, за то, что ни на минуту никто не усомнился в том, что все получится, за то, что вы с нами!
 
P.S: а как учитель я, конечно, переживаю за результат! А вдруг не справятся ребята? Кто-то более собран, кто-то менее. Кому-то урок на расстоянии дается легко, кому-то тяжелее. И хорошо понимаю, что помощь родителей сейчас играет особую роль: у меня, как учителя, нет возможности лично контактировать с ребенком, а это важно. И самое нужное от родителя в нынешней ситуации – помочь понять ребенку, что спрашивать – можно! Что если ты чего-то не знаешь – это не беда! Объяснить материал – это самое легкое в работе учителя, а вот сделать так, чтобы ребенок захотел его принять, заинтересовался – это уже высший пилотаж.
Всем нам удачи и хорошего настроения!"