Первый класс работает по программе Русская Классическая школа. Что же
даёт эта программа для изучения родного языка? Она имеет три цели:
- развивать врождённую душевную способность, которую называют даром
слова;
- ввести детей в сознательное обладание сокровищами родного языка;
- усвоить логику языка, грамматические законы в их логической системе
В обучении грамоте используется звуковой метод — метод, которого
придерживался Константин Дмитриевич Ушинский - классик отечественной педагогики. Поэтапно эта последовательность выглядит так:
- сначала учим детей выделять в собственной речи отдельные звуки;
- вводим буквы в качестве значков для этих звуков;
- практически изучаем несовпадения произношения и написания, и их причины в
каждом конкретном слове
За неполный месяц первоклассницы научились слышать звуки:
- мягкие и твёрдые, даже пробуют показать – мягкие, это те, произнося которые
хочется обняться, а твёрдые – отойти друг от друга, отвернуться;
- звонкие и глухие тоже можно показать, решили девочки: звонкие - радостные,
весёлые, а глухие – тихие, их почти не слышно, даже обидно.
А ещё девочкам нравится объяснять значение старинных слов, непонятных, но
таких красивых. Иногда от души смеёмся над собственными объяснениями,
смотрим видео-зарисовки, а потом составляем свои предложения с этими
словами.
Все ученики, старше 1 класса сконцентрировались на повторении ранее изученного.
2 класс в прошлом учебном году шагнул далеко вперёд и, пройдя программу 1 класса, взялся за программу 2 класса. И теперь ученики повторяют то, что только могли бы начать изучать. Молодцы! Не всё вспоминается легко, но «образование состоит в основном из того, что мы забыли…»
3 класс восполняет пробелы таблицы умножения и ранее изученных орфограмм.
4 класс придумал хитрость (впрочем, уже давно): учитель у доски сознательно допускает ошибки, а ученики должны найти их и доказать, что они правы! Это помогает ребятам не списывать машинально, а быть постоянно включённым в работу.
Запомнившиеся фразы этих двух недель в 4 классе:
Даша: «Ура! Я снова не ошиблась!» (Повторяется многократно на уроках математики - когда получилось правильно решить задачу, выполнить действие, перевести именованные числа)
Володя: «Очень уж эта песня-слава («Русская земля») напоминает «Русь»
И. С. Никитина ( учили наизусть в прошлом году)... Наверное, ездил по деревням, где-то услышал... и написал свой вариант! (размышления на уроке литературного чтения)
Аня: «А знаете, Стрекозу из басни все же немного жаль... Ведь стрекоза - то животное, которое и знать не знает, что запасы на зиму нужно делать... Живет-то всего неполный год...» ( при анализе трёх басен на одну тему - И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», И. И. Хемницера «Стрекоза» , Л.Н. Толстого «Стрекоза и муравьи»). Ещё раз обратили внимание, что герои басен - животные - на самом деле символизируют определенные качества человека.
Очень порадовало то, что детям оказался ближе всего Муравей милосердный (не только строгий и наставляющий), а Стрекоза не только легкомысленная, но и готовая признать свой недостаток ( И. Хемницер).
На уроках французского языка ученики младшей школы разбирались в том, как правильно согласовывать прилагательные с существительным, которое они характеризуют. И запоминали, что среди цветов существуют как минимум два «особенных» прилагательных цвета, которые не меняют свою форму: marron (коричневый) и orange (оранжевый). Это происходит потому, что эти цвета совпадают по форме с существительными, от которых они образованы и обозначают «каштан» и «апельсин», соответственно.
А ученики 5-го класса во время урока внезапно задают уже более глобальные вопросы, например: «Что стало с Наполеоном? И как поступают с проигравшими в войне?». Здесь пришлось погружаться уже в историю и географию, обращаясь к событиям и географической карте и ища на ней маленькую незаметную точку, обозначающую остров Святой Елены. На нем французский император провел свои последние одинокие годы жизни.
Осваивая очередную тему во время занятий, ребята, часто задают такие вопросы: «Ну почему банан во французском языке женского рода?» и «Почему рука женского?!» и т.п. Ответить однозначно не так просто – помогает параллель с русским языком, словам которого тоже присущи определенный род, и далеко не всегда можно объяснить, почему он именно такой, а не иной. Зато проблемы с памятью ученикам точно не грозят: они все время держат ее в тонусе, регулярно запоминая слова с правильными артиклями!
Когда мы изучали тему «Tu as les yeux de quelle couleur?» и описывали внешность, один из учеников допустил, казалось бы, незначительную ошибку. При чтении вслух вопроса для последующего ответа он прочитал “Tu as les cheval de quelle couleur?” вместо “Tu as les cheveux de quelle couleur?”. Для неискушенного французским языком читателя разница действительно небольшая. Но не в данном случае: вместо вопроса «Какого цвета у тебя волосы?» получился совсем другой «Какого цвета твоя лошадь?». Когда ребята осознали, в чем ошибка, то разразились долгим и искренним смехом. Действительно, французский язык полон этих нюансов и учит нас более внимательному и чуткому восприятию речи.
«Какой же французский сложный… но красивый» (Тихон Панфилов). Добавить можно только, что красота языка или любого изучаемого предмета несколько облегчает его изучение. Ведь всегда приятнее и радостнее познавать прекрасное!
На уроках литературы 7 класс углубился в изучение дреснерусских памятников словесности. Здесь все отлажено, ребята большие, ответственные и очень подросшие за лето. На уроках можно отдыхать!
С 5 классом приходится посложнее - очень уж непоседливые наши мальчишки, но тем не менее с огромным любопытством вглядываемся в фольклорные произведения разных жанров. С удивлением обнаружили, что жанр-то - слово французское (пригодился иностранный язык!), что у каждого жанра есть свои законы, что мы эти законы на уроках литературы будем постигать.
Про биологию. Прежде, чем её изучать, нужно понять, зачем эта наука людям. Пятиклассники на уроке убедились в том, что биология - это полезно (недаром именно в этой науке сейчас совершается самое большое количество открытий), красиво - одна микробная живопись чего стоит! И загадочно - ребята пытались отгадать загадку "кровавых" приливов, дождя из рыб, и, наконец, массового выброса китов на берег. На урокке мы выяснили, что биология изучает живое, но так ли просто отличить живое от неживого? Ведь растут и неживые кристаллы, во время землетрясений движутся горы... Может, и они живые? Нет - ребята 5 класса поняли, что только если обьединить все признаки, можно сказать, что объект живой.
А вот на уроках географии ребята обсуждали явления неживой природы. Неживой, но такой изменчивой. Рассвет, гроза, осадки, ветер - явлений так много - вот почему география разделена на несколько разделов. Схема, выполненная в тетради, помогла ребятам запомнить географические отрасли, которые в дальнейшем они будут изучать.
В 7 классе первый урок биологии начался с викторины. По рисункам и фотографиям семиклассники вспомнили изученные в прошлом году обьекты живой природы, дали определения биологическим понятиям, дорисовали биологические схемы. Кроме того, на уроке ребята сравнивали органы растений и животных, ведь в этом году их ждет знакомство с интереснейшим разделом - зоологией!
Диктант на уроке географии позволил семиклассникам увидеть, какие темы прошлого года освоены хорошо, а какие требуют доработки и повторения.
Во второй половине сентября наконец-то начались уроки английского в средней школе. Английский наши ребята изучают, как второй иностранный язык.
Вот, какими впечатлениями поделились учителя английского:
"С большим удовольствием я откликнулась на предложение запустить занятия английским языком в семейной школе "Вифания"
На первом занятии мы знакомились с детьми и проводили срез текущих знаний, чтобы выбрать дальнейший образовательный маршрут.
Ученики 5го и 7го класса поразили нас своей любовью и стремлением учить иностранные языки! Английский далеко не первый иностранный язык, который изучают дети, и это очень хорошо чувствуется по их способностям схватывать и усваивать материал.
На данный момент ученики обоих классов находятся на разном уровне владения языком (особенно это чувствуется в 7м классе), поэтому подобрать учебные материалы было непросто.
В итоге, мы с моей коллегой Валерией посовещались и приняли решение для 5го класса взять курс Grammar friends. Он прекрасно ложится на коммуникативную методику, которую мы используем, при этом структурирует и поясняет логику языка, что уже приемлемо для их восприятия в этом возрасте.
Так как в 7м классе разброс по уровню владения языком более значительный, пока мы решили не торопиться и не покупать учебные материалы, а подбирать материалы к каждому занятию согласно уровню каждой ученицы. Для нас это новый формат работы, но очень интересный, так как мы сможем отточить навыки дифференциации заданий в разноуровневых группах.
Также на 1й встрече в 7м классе я провела творческий workshop, где мы делали закладки для книг и общались на английском. Подобные занятия, со смещением фокуса с языка на творчество, позволяют детям расслабиться, переступить языковой барьер и осознать, что любой иностранный язык - это инструмент, а цель его изучения - общение.
В дальнейшем я планирую проводить еще подобные игровые или творческие задания.
Помимо регулярных занятий в школе, у учениц 7-го класса также есть возможность посещать разговорный клуб с носителем. И одна из учениц уже дважды была на подобной встрече. Это замечательный и полезный опыт. Я искренне надеюсь, что остальные ученики со временем тоже захотят присоединиться".
5 класс начал изучать античную культуру. Изначально ребятам поставили один час в неделю, но сами ученики попросили добавить им времени для этого нового, но очень интересного предмета.
На уроках истории за истекший месяц 5 класс успел пройти темы, связанные с самым началом мировой истории: жизнью семьи Ноя после Потопа и основанием первого в истории поселения - города Иерихон. Образ жизни Ноя и его семьи поведал нам о четырёх началах бытия человека и человечества в истории (священство, отцовство, патриархальный уклад и земледелие), а трагическая история жизни Хама дала возможность понять духовные и психологические истоки цивилизации. Далее мы успели обсудить историю возникновения первой цивилизации на Земле - Вавилона и начать разговор о её духовных и социальных отличительных чертах.
В 7 классе мы продолжаем работу как в рамках курса по мировой истории, так и в рамках начавшегося курса истории отечественной. После продолжительного повторения основных понятий библейского взгляда на историю, мы продолжили рассматривать события Исхода и откровения Моисею на горе Синай как существенную перемену в четырёх началах бытия человечества в истории (Сия есть измена десницы Вышняго). А именно - начало прямого участия Бога в истории человечества, синергия Бога, человека и общества. Теперь нами рассматриваются первые века истории Израильского Царства и Палестины XII-XI вв. до Р.Х.
По отечественной истории успели рассмотреть только начальные темы расселения славян по Великой русской равнине и историю славян и их соседей в восьмом веке - в преддверии появления Древнерусского государства.
Работа идёт.