Вот и подошёл к концу первый год обучения в школе «Вифания» для наших первоклассников! На последнем уроке ребята получили задание изобразить на листочке то, что особенно нравится и вызывает положительные эмоции в школе. Оказалось, что Илюше Хромышкину и Саше Степанову особенно нравятся уроки арифметики, а Саша Ракутин любит играть в футбол на уроках физкультуры с учителем - отцом Евгением. Панкрату милее всего игры с друзьями на продленке, а Илюше Марванову и Анюте – нравится дорога к школе. Не удивительно, что именно Илья особенно обращает внимание на растительность вокруг нашей школы, ведь он так любит природу! София же просто любит каждого ученика, учителя и дружественную атмосферу в нашем классе!
Каким же был этот год для наших ребят? И какие цели мы ставим перед собой?
1 класс учится по педагогической методике Д.К. Ушинского, построенной по принципу природосообразности, в центре которой ребенок и его возрастная специфика восприятия информации. Мы хотим привить детям уважение к процессу познания, желание учиться самостоятельно, укрепить уверенность ребёнка в собственных силах.
Благодаря программе РКШ в детях развиваются все виды памяти, внимательность, старательность, собранность, усердие, ответственность, чувство прекрасного, прививается желание учиться, познавать и любить Божий мир.
Главные отличия системы РКШ:
Как же проходят уроки по образовательной системе К.Д. Ушинского?
На уроках чтения мы отдаем предпочтение не скорости, а качеству. Читая, ребёнок, прежде всего, должен получить пищу для ума и сердца, воспринять образ, стоящий за словом.
А содержание текстов для литературного чтения формируют в сознании детей истинное и объемное представление о мире через единство рационально-логического и эмоционально-образного способа освоения учебного материала.
Художественные тексты «Родного слова» К.Д. Ушинского закладывают семена добра в чуткие детские души.
На уроках арифметики ребята учатся устным и письменным вычислениям, умению решать задачи, производить измерения. Обучение обязательно строится в связи с опытом, который уже есть у ребенка. Развиваем логическое мышление – определенное, последовательное, доказательное.
На уроках русского языка мы наблюдаем над языковыми явлениями, формируем в сознании ребёнка закономерности, логику устроения русского языка и ощущения его красоты.
Сосредоточенные детские лица, скрип перьев, тихий счет в такт – характерная «тишина» для уроков письма. В основе обучения письму по программе РКШ лежат методики, по которым еще занимались наши бабушки и дедушки. Занятия по каллиграфии и чистописанию способствуют развитию мыслительных процессов ребёнка и их последующему воплощению в речи.
На уроках истории мы знакомимся с историей русского народа с древнейших времён. Мы читаем рассказы о том, как жил русский народ, как росло и крепло наше государство, о бескорыстном, самоотверженном служении русских людей своему Отечеству, о их вере в высокое предназначение России, о их непростой борьбе с врагами внутренними и внешними.
Где жили арии, чем питались, какой вели промысел?
Как связаны скифы с образом кентавров в мифах Древней Греции?
Что обозначают дары скифов персидскому царю Дарию?
И какие дары преподнесли бы вы, чтобы враг вернулся в свои земли, приняв поражение?
Ответы на эти и другие вопросы можно найти в тетрадях наших учеников в виде образных зарисовок. История буквально оживает на бумаге. Мы ищем причинно-следственные связи, размышляем о том, какие качества помогали или мешали нашим предкам жить в мире и благовзаимодействии.
А со второго полугодия у нас появился еще один, не менее, а то и более важный урок/факультатив – трудотерапия по субботам. Ученики приезжают в Храм св. равноап. Князя Владимира на утреннюю службу для помощи в Храме с последующей уборкой. Очень радостно видеть, как дети, не смотря на усталость, проявляют усердие в служении и радуются, чувствуя себя/свой труд - нужным. Наша задача – сделать эти уроки регулярными и расширить перечень возможных «трудовых» заданий для наших детей. Ведь самый нежный и восприимчивый к добру возраст – возраст младшего школьника.
Ушинский писал: «Человек рожден для труда; труд составляет его земное счастье, труд – лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека».
А также: «Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни».
Развить в учащихся такие качества, как честность, добросовестность, аккуратность, настойчивость в достижении положительных результатов, терпение, доброжелательное отношение друг к другу, уважительное отношение к старшим – эти и многие другие цели ставят перед собой педагоги школы «Вифания».
Давайте вместе, нашими общими усилиями поможем нашим детям приготовиться к «труду жизни», ведь, как писал Константин Дмитриевич:
«Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионы».
*На видео стихотворение П.-Ж. Беранже «Урок»
Черемных Екатерина Вячеславовна, учитель начальных классов Семейной школы "Вифания".