Наша школа не появилась случайно. Это не было чьим-то указом "сверху". Она
не возникла из желания сделать "как у всех".
Школа начала быть, когда вопросов об образовании детей - наших детей,
которые каждый день и год приближаются к взрослой жизни - накопилось слишком
много, а ответов государственная, стандартная, система образования на них не
давала. Если не сказать больше - она-то эти вопросы и ставит...
Оценивание результата учёбы по тестовой системе, апофеозом которой
становится ЕГЭ, обучение по программам, иной раз между собой не связанным,
учебники, излагающие глубокие, сложные, тонкие моменты примитивным языком...
Вопросов много, в том числе и практического, бытового характера. Но важнее суть:
что мы хотим получить на выходе? А вот, правда, что мы хотим получить на выходе?
Аттестат? Знания? Умение мыслить? Всё вместе?
Сегодня мало просто получить аттестат в школе. Во-первых, нынешний аттестат
не гарантирует реальных знаний. А во-вторых, в век информации и глобализации на
первое место выходит не количество информации, которой человек владеет, а
умение ее добывать, обрабатывать, умение учиться, умение размышлять. А самым
главным, пожалуй, становится то, насколько человек уверенно стоит на ногах, то есть
его мировоззрение.
Мы не хотим, чтобы наши, пусть хорошо обученные, дети умели ставить галочки
и подчёркивать правильные ответы в тестах. Сегодня надо обладать знаниями во
многих областях. Быть коммуникабельным. Интересным и смелым. Сильным
физически и духовно. Быть по-настоящему, по-христиански, свободным. Иметь
широкий кругозор. Только это имеет будущее. Это надо Церкви и Родине. Мы хотим
вырастить детей, готовых жить и работать, готовых послужить России, таких, которые
станут опорой своим родителям.
Школа работает три года. Проблемы, сложности, непонимания возникают
постоянно. Наша задача как коллектива, как собрания (Церковь) - вырабатывать
правильные ответы, правильные реакции, не рассыпаться, а наоборот - собираться
(опять же, это и есть Церковь).
Одним из ответов на возникающие вопросы стало собрание педагогического
состава средней школы с родителями, задача которого была сформулировать
стратегические и тактические цели школы, цели нашего общего делания.
Оказалось, что, когда речь идет об образовании детей, необходимо во внимании
держать две вещи одновременно: с одной стороны, понимать, что образование – это
формирование мировоззрения через передачу системы знаний, и, с другой стороны,
учитывать требования той государственной системы, в которой детям предстоит
подтверждать свои знания. Если держать во внимании какую-то одну, то получится
однобоко. Нельзя уделять все силы и внимание подравниванию детей под ОГЭ и
ЕГЭ, выполнению некой программы (которая, кстати, может измениться, как это не
однажды за нашу историю уже происходило).
Мы приняли решение, что, ориентируясь на обе задачи одновременно –
формирование мировоззрения и подготовка детей к государственной аттестации, мы
разделяем эти задачи там, где это необходимо, сохраняя главную цель – выпустить
из школы самостоятельно мыслящих, способных рассуждать, готовых анализировать
происходящее и трудиться детей.
Встает вопрос, где нужно подобное разделение? Там, где преподавание строго
по федеральной программе мешает выполнению нашей основной задачи – то есть
формированию цельной личности. Какие же это дисциплины?
В первую очередь, история как базовый предмет, формирующий мировоззрение.
Действующая система преподавания истории и, главным образом, аттестации по
данной дисциплине нацелена на передачу детям лишь определенного количества
несистематизированной информации. Школьная программа по данному предмету не
ставит целью дать представление о ходе мировой истории, ее закономерностях, не
предполагающей возможности анализа и последующих выводов. Вменять детям
сдачу нормативов как основную цель – это значит обрекать их на бедное мышление,
на зависящее от чужих мнений и штампов существование, на неспособность
самостоятельной творческой работы с материалом. Как быть? Учить мыслить.
Знакомить с ходом мировой истории. Передавать понимание исторических
закономерностей. В таком случае штампы ЕГЭ будут не страшны.
Задача учителя истории - в необходимости связать у детей нити истории,
представив её, как неразрывную цепь событий, в которой "тронешь один конец цепи,
… дрогнет другой". И речь не только о взаимосвязи истории древнего мира и истории,
предположим, России. Речь о том, что история России встроена в контекст мировой
истории, начало которой от грехопадения, того самого, описанного в Священной
истории. И только связав историю библейскую и "научный подход", можно выстроить
эту последовательную, очень насыщенную, сложную, часто противоречивую цепь
исторических событий. И история нашей Родины, как уже говорилось, встроена в эту
систему.
Какие еще предметы требуют особого подхода? Пожалуй, литература, как
единственный предмет, который имеет дело с душой человеческой. Задача
литературы – не просто чтение текстов, не овладение определенным количеством
художественных приемов, не расширение кругозора, если угодно. Задача литературы,
прежде всего, в том, чтобы научить детей видеть точку зрения другого человека,
научить уважать точку зрения другого человека и, безусловно, научить видеть
исторические закономерности в том, как они отражаются в душе человеческой. Для
решения этой задачи нам не требуется большое количество текстов, а требуется
внимательное, тщательное изучение основных, выверенных временем, произведений
школьной программы с внеклассным чтением оставшегося материала.
Везде, где возможно, наша программа стыкуется с государственной программой,
а подготовка к ежегодной аттестации используется для проверки умения учеников
отвечать на частные вопросы исходя из общей картины знаний. Там, где стыковка
затруднительна, мы даем детям дополнительные разъяснения, помогаем перейти
очередной рубеж.
Такой подход в перспективе даст возможность максимально разгрузить 11 класс,
оставив время для повторения, уяснения непонятых моментов, то есть для
подготовки к основным экзаменам.
На этом мы не останавливаемся и в средней школе преподаем античную
культуру, которая дает возможность учащимся определить истоки таких базовых
явлений нашей жизни, как государственность, юриспруденция, воинское служение,
философия, литература и, в конце концов, монотеизма и христианства.