Путешествие в Грузию в августе 2015 года. Часть 1.

• 31 июля.  Чтобы рассказать про первый день пути, надо сразу заглянуть  в его окончание. Венцом достаточно утомительной дороги был Волгоград-Сталинград-Мамаев Курган и Родина-Мать. Памятник настолько же ошеломителен, как и великая битва, на месте которой он установлен в год 25-летия Победы над фашистами. Зал Славы, из центра которого как будто вырастает рука с факелом, а вокруг мозаикой на золотом фоне имена, имена, имена. Рядовой, рядовой, рядовой, сержант, мл.лейтенант, рядовой, рядовой, рядовой, ст.лейтенант… Красивые парные скульптуры чуть ниже Родины-Матери. На каждой по двое, и на каждой один падает раненым или убитым, но второй как будто вырастает из-за него в полный рост. Или вот эта скульптура: медсестра несёт на себе раненого. Мускулистая рука как стрела смотрит вниз, поникшая голова. Но из-под неё устремлённые вперёд глаза санитарки. Это было на завершение первого дня. Ну а так что ещё: утомительные для водителей обгоны фур, плотное движение, температура за бортом с 16 градусов поднялась до 40… А в самом Волгограде, стоящем посреди степей, поднялся такой ветрище, что на Мамаевой Кургане казалось, будто это он развевает каменные одежды Родины-Матери. И ветер горячий, а с ним клубы пыли, но потом разразилась гроза с молниями через всё большое небо (город-то в степи, ландшафт ровный, много неба).

• 1 августа. Много спать - не в нашем стиле! Поэтому в 3 часа ночи подъём, расфасовка по машинам и снова вперёд. Пересекаем Калмыкию насквозь: небо, ровнейшая степь и дорога посередине. …друг степей калмык… Уже только на подъезде к Владикавказу в дымке вырисовываются горы. Кавказ. На границе ждал один не самый приятный сюрприз: грузины закрывают кордон в 7 вечера до 4 утра. Мы не успеваем пройти даже при том условии, что нас ради маленького Ванечки пускают вперёд очереди. Дело было вечером, делать нам было нечего: купили хлеб и молоко, достали из запасов колбасу, на берегу Терека организовали чай и перекус. Старшие мальчики с мужчинами взяли спальники и пошли спать на берег, малыши полеги в машинах. Часа в 2 ночи с берега мальчиков обратно пригнал дождь, и они уснули где-то под навесом. Ну а дальше …

• 2 августа …новый день и граница с кавказским акцентом: всем хочется побыстрее с ней разделаться!!! Тщательнейший досмотр паспортов на российской границе, разве что на зуб паспорт не пробуют! А грузины доверяют, видимо, русским коллегам, потому как просто штампы ставят о въезде в Грузию, но с бархатным говором. Военная Грузинская дорога. Казбек пока не распознали, видимо, он спрятался в облаках. Внизу Терек, вверху небо. 20 минут передышки на обочине, потому что о.Сергий очень хочет спать, а потом обильный завтрако-обед в придорожной хинкальной. Начало знакомства с грузинской кухней было с хачапури, хинкали и чашушули. Ближе к вечеру мы приехали в Тбилиси и сразу окунулись в большой город, жару, парковки, многолюдей. Хостел оказался не особо гостеприимный в лице своих консьержек и не особо ухоженный. Но расстраиваться мы не стали, тем более, что хозяин ресторана по соседству пригласил нас всех на ужин. Туда мы и направили свои стопы, как только переоделись и умылись. А потом гуляли по Тбилиси, катались на фуникулёре.

• 3 августа. На следующий день мы поехали в Мцхету - первую столицу Грузии.Там, в соборе Сцетицховели экскурсию нам провела  колоритная грузинка в чёрной шляпе. Я не удержалась и записала немного на видео. Она, правда, настолько колоритная, что несколько раз сделала акцент на том, что «Грузия потеряла свою независимость [присоединившись к России]», что именно русские художники провели плохую реставрацию фресок, ну и т.д. Мы сделали вид, что не заметили. Ведь, не присоедини Россия тогда Грузию в качестве губернии по просьбе последней, чтобы было сейчас с Грузией…? Однако же сам Светицховели прекрасен и действительно - главная святыня Грузинской земли. Под его спудом лежит хитон Господень. А ещё там мантия Илии Пророка и часть мощей св.Андрея Первозванного. Со двора Светицховели виднеется красавец Джвари - монастырь Креста. Считают, что именно он описан у Лермонтова во Мцыри, однако этому есть опровержения в пользу другого, соседнего монастыря. К самому Джвари подняться возможности не было. Мы пошли в Самтавро. Монастырь на том месте, где у куста ежевики св.Нине явилась Богородица и вручила ей крест из виноградной лозы, отправив просвещать Грузию. Малюсенький и очень красивый храмик стоит на том месте. А ещё в Самтавро мощи св. Гавриила Угребадзе…  Мы решили на этом день не закончить, а поехать в Гареджийскую пустыню, в Лавру св. Давида Гареджийского. Ланшафт меняется: холмы уступают горам. Рядом с Лаврой холмы эти необычного цвета, в полосочку. Мы совершили небольшую ошибку: не продумали свои планы в Лавре. Дело в том, что там есть пещерные храмы, к которым довольно непростая тропа. Мальчики могли бы вполне походить там, но что делать малышам?.. Еды мы не купили, все уже голодные… мы поехали обратно. Туда надо будет вернуться.

•  4 августа. По идее, мы должны двигаться в сторону моря. Случилась некоторая неразбериха с жильём на море, но мы решаем всё же выезжать  и решить эту проблему на месте, всё лучше, чем оставаться в душном Тбилиси в очень посредственных номерах. К сожалению, пока провозились, поняли, что в Бодбе, к св. Нине мы не успеваем, поэтому поворачиваем круто на запад и вперёд. Грузия - страна коров и сена. Кругом скошенные поля со стогами или кубиками сена. И кругом большие стада коров. А как следствие - уложенный стопочками в деревнях высохший навоз - им топят печи за неимением леса. Деревни довольно таки грязные и неухоженные - большой контраст с окружающей красотой. Когда начинает понемногу смеркаться, неожиданно кончается дорога! Вернее, она переходит в грунтовку. Без вопросов, дальше ехать нельзя сегодня, пора ночевать. Нашли спуск, начинаем ставить палатки, Витя, Таня и Миша Кулаковы отправляются за водой и едой. А потом передают по рации, что в соседнем монастыре нас могут и покормить и оставить переночевать. Складываем обратно палатки и едем туда. А вот тут начинается самое интересное в нашей поездке. Она приобретает оттенки неожиданности и приключения. Мы бы никогда не узнали о чудесном и очень красивом монастыре Зарзма, если бы не вышеописанная ситуация. Отцы нас очень тепло встретили, обильно накормили, провели экскурсию по монастырю, показав храм, нетленные мощи безымянного монаха, костницу, мастерские… И это не всё. Случайно, в разговоре узнаю, что мама (так по грузински «отец») Спиридон остался в монастыре Сапара в 2001 году, как раз тогда, когда там была я в превый раз. А ещё он рассказал, что мама Николай, с которым мы тогда там познакомились, теперь настоятель тут в Зарзме. Он и сам пришёл, вспомнил нашу группу, и показал фото, где они играют в шахматы с о.Феликсом. Это большая встреча, удивительная, потому что монастырь Сапара и его отцы всем запали глубоко в сердце тогда, 14 лет назад. Удивительны и восхитительны пути Господни и встречи на этих путях.

• 5 августа. По утру в трапезной нас ждал завтрак и нам открыли храм, где мы прочитали утреннее правило. А сами отцы уехали в паломничество на другой конец Грузии. Такие вот чудеса. Нам хочется вернуться сюда ещё. Но пока мы едем… а куда мы собственно едем? Батуми? Дождь накрапывает и говорят, что Вардзия, которую мы, было, исключили из списка, тут недалеко. И нет жары - для Вардзии идеальное время. Вот мы и поехали. И очень не пожалели. Красивейшее место. Пещерный монастырь 11 века, хотя строился и обстраивался вплоть до 16, но землетрясение разрушило многое и теперь точную планировку восстановить невозможно. С удовольствием взбираемся по крутым лестницам и переходам, заглядываем в кельи. Чудесные фрески в Успенском храме. Там и сейчас живут монахи на небольшой территории и туда вход запрещён, что верно, т.к. туристов очень много, это оно из самых посещаемых мест в Грузии. Спустившись, решаем, что надо взять паузу и остаться здесь до завтра. Рядом гостиница, не копеечная, но очень приличная. Остаёмся, обедаем в ресторане супом, хачапури и шашлыком. А потом мальчики с о.Сергием, а с ними и отважная Аня Кулакова лезут в гору, где нашли тоже маленький пещерный монастырь. Вечер прошёл за плаванием в бассейне, арбузом, дыней и сосисками. На завтра у нас несколько разных планов, и мы пока не знаем, где мы окажемся к вечеру… Такой неожиданный характер приобрело наше путешествие, и нам это, надо сказать, нравится.