Путешествие в Грузию и Архыз в августе 2015 года. Часть 2.

• Утром бегать вместе с о.Сергием собрался только Петя Бабенко - лёгкий на подъём. Потом он же был замечен в бассейне, сообщил, что вода бодрит. Забавный бассейн там - плывя в нём кажется, что плывёшь над пропастью… Собираемся долго и наконец выезжаем. Едем в Сапару, монастырь рядом совсем, но взбираться туда надо по горной грунтовке. Не знаю, как сейчас, а 14 лет назад нам говорили, что зимой в монастырь не проехать. Монастырь этот очень древний, в нём очень много храмов, главный из которых посвящён св. Савве Освященному. В этом храме красивейшие росписи: удивительный Спаситель в куполе на красном (!) фоне, стремительная по движению композиция Поцелуя Иуды. А во всём монастыре шикарная каменная резьба (впрочем, резьбой славится вся грузинская архитектура, мы всё наше путешествие восхищались). Ещё интересная деталь: на храмах в Сапаре сохранились аутентичные купола - каменные (потому и сохранились), из щелей красиво прорастают травинки. В монастыре тишина. К кельям вход запрещён, о чём сообщает табличка. Мы и не суёмся, не мешаем своим туризмом, мы просто любуемся. А потом рассаживаемся по коням и спускаемся с горы, по дороге открываются ландшафты: долины, горы, город Ахалцихе. Сегодня всё-таки надо добраться до моря. Выезжаем снова на грунтовую дорогу в горах. Погода заставляет бодриться: небо хмурится, дождь (а ведь грунтовка в горах!). Но виды из окон потрясающие! И наконец радуга над долиной, связывающая две горные гряды!!! Рано или поздно кончается грунтовка, но вместе с этим начинает смеркаться. А мы особо не знаем куда ехать, да и не ждёт нас никто… Делаем несколько звонков, выясняем, что нам в Чакви под Батуми, а там, говорят, о.Арчила все знают. Ну ладно, пожимаем плечами, верим на слово и едем. Уже в темноте проезжаем прибрежную часть Батуми - знойно-влажного, шумного, блестящего. Находим Чакви, спрашиваем про о.Арчила и действительно, нам объясняют, куда надо ехать. Немного поплутав ещё, находи-таки его дом… Витя Кулаков потом сказал, что больше всего ему понравилась реакция на нас о.Арчила в 10 часов вечера, когда созвониться с ним не получалось 3 дня… Он удивился, но грузинское гостеприимство взяло верх. Нас накормили и отвезли в дом у моря. Конечно, условия нашего обитания на море оказались более чем скромные, но из несомненных плюсов - море прям почти под ногами, которое всю ночь шумело. Помните в скажке Сергея Козлова ёжик хотел море в доме: "просыпаешься, а оно шумит"?..
  • Мы хотим провести на море день. Как бы не были прекрасны горы, но по морю тоже соскучились. А дети и подавно извелись: «Когда мы поедем на море???» Поэтому купание целый день. Море там к этому располагает: очень тёплое, с нормальной прибрежной зоной «по пояс», ребятам хватает. Мальчики приготовили отличный обед: картошка с тушёнкой. Особенно обед оценила маленькая Лиза Сиротина: просила добавки дважды, и я переживала, что кому-то может не хватить. А вечером мы были в гостях у о.Арчила, где стол был накрыт на улице, почти на пляже и солнце садилось за море. Миша Тонких метко назвал угощенье «скатертью-самобранкой». Да, и, купались почти ночью, в темноте.
  • Воскресным утром вставшие по-раньше успели поплавать в море и даже набросать небольшую акварель с видом на Батуми. А потом садимся в машину и взбираемся на какую-то гору, где стоит небольшой храм. Там служит о.Арчил. Сегодня сослужил ему и наш о.Сергий. Служат, кстати, на грузинском языке. Солнце нещадное. Мы переползаем с детьми за тенью, чтоб хоть как-то существовать. Перед отъездом делаем общее фото. Благословляемся у о.Арчила. Он велит нам ехать к нему позавтракать, а потом только дальше в путь. Так и делаем. Около 13 часов выезжаем. Едем уже другой дорогой, без грунтовки, но совсем даже почти некрасивой (даже странно, что такое может быть в Грузии!), видимо, это по сравнению с горной дорогой, которой мы ехали «туда». Плюс опять обгоны и ремонты дороги… Но вот в стороне остаётся Тбилиси, мы поворачиваем к Казбеги, Воено-Грузинской дороге и границе с Россией. Уже в темноте доезжаем до хинкальной, с которой начинали наше знакомство с грузинской кухней. Нас узнали, нам рады, мы очень сытно едим. Да и отдохнуть остаёмся там же. Чтобы рано утром добраться до границы.
  • Саму границу описывать незачем, наверное. Обычная пограничная нервотрёпка, все спешат, всем хочется вперёд… Интереснее другое. Подъезжая к границе мы видим ещё в темноте, но будто подсвеченный прожекторами Казбек! Как же он прекрасен!!! Под ним на горе стоит Троицкий храм - тот самый, что был на объявлении о поездке в Грузию. Вот куда обязательно надо ещё вернуться!!! И ещё: над горами, когда мы уже стояли в очереди, летали орлы, на фоне синего неба.
  • Дальше нам ехать в Архыз. Там вторая часть путешествия - поход в горы. Там уже ждёт Артур с ребятами.
  • Мы проезжаем по окраинам Беслан. Совершили ещё одну оплошность: в суматохе езды и границ, в спешке, мы совсем не подумали, что надо заехать в центр города… И на кладбище, где погибшие заложники и спецназовцы - герои нашего времени - послужить литию. Ещё один пункт, куда теперь надо будет вернуться. Своего рода остались должны.
  • Пересекаем Северную Осетию, Кабардино-Балкарию, проезжаем поворот на Эльбрус, Кисловодск и Мин.Воды, наконец вот и Карачаево-Черкессия. Сворачиваем к горам и ещё засветло приезжаем в Архыз.
  • Архыз строится. Стройки на фундаментах разрешили 4 года назад и теперь все вкладываются. Это небольшой посёлок среди гор. Чистейшая вода льётся отовсюду: пей, мойся, купайся. День приезда оказался днём падений: Стёпа, Лиза и тяжелей всего Катя Кулакова. Слава Богу, всё оказалось без последствий.
  • Мальчики собираются и уходят на несколько дней в горы, к водопадам, ледникам и озёрам. Маленькие детки с родителями остаются и гуляют по посёлку.
  • Обратная дорога была без остановок на ночлег, уже надоело разбираться-собираться.
  • 15 августа днём мы приземлились в Жулебино, не имея потерь в живой силе и технике, очень уставшие, но полные впечатлений. Как Петух в Бременских музыкантах: "изрядно ощипанные, но непобеждённые".
  • Грузия - прекрасное открытие, даже для тех, кто там уже был.
  • А ещё от себя добавлю: с такой компанией можно и во Владивосток на машине.