Родителям от родителей. Мысли о наших детях.

 

 

Мы очень любим наших детей. Нет, правда. Многие мамы строят свою речь с другой мамой примерно так: «Нет, у нас так не было, мой сразу стал говорить так-то, делать так-то, я сказала ему то-то, и он больше так не делал». Это очень схематично, конечно, но общая тенденция, надеюсь, понятна. Когда ребёнок подрастает и переходит в переходный возраст (простите за тавтологию), разговор несколько трансформируется: «Что, мой ребёнок себя хуже всех ведёт?!» (недоумение и даже праведный гнев в голосе) или «Мой N. не станет так делать, уж я-то его знаю!» или даже, казалось бы, весьма критичное заявление «Мой приехал из поездки грязный как свинья!» подаётся с гордостью за отпрыска.
Что же тут плохого, спросят любящие родители?  А ведь в каждой такой фразе неосознанно ударение делается на «мой», «я», «у нас». Но не на «он»/«она». Ударение на себя-родителя, но не на ребёнка. 
 
А тем временем, уже по 4-5 летнему ребёнку видно, как он меняется в зависимости от окружения. С мамой-папой один (как его поставили в семье), с бабушкой-дедушкой второй (как те себя поставили по отношению к внуку), с друзьями третий, причём одно дело - ровесники, и совсем другое - дети постарше. Эти изменения в малыше чувствуются потом, ведь он не меняет настройки мгновенно, он по инерции с мамой и папой говорит, как с подружкой со двора. Наверное, здесь нет ничего криминального, «все мы такие были», так, надо полагать, дитя учится взаимодействиям в мире. Задача родителей - замечать и мудро направлять в нужное русло. 
Но пойдём дальше. Ребёнок растёт, круг различных контатов увеличивается, появляются учителя, тренеры, воспитатели. И со всеми ними ребёнок общается без родителей! Это важный момент, потому что ребёнок как бы вырывается на некоторую, пусть мнимую, свободу из под родительского крыла… И он может раскрыться с какой-нибудь другой стороны. И это очень хорошо! Хорошо, что человек раскрывается в разных направлениях, в разных ситуациях. Как в кино про разведчиков: «Нужно заставить их проявить себя». А ещё мы часто употребляем фразу: «Посмотри со стороны. У меня глаз «замылился», я могу чего-то уже не замечать». Иносказательно это вполне применимо к детям. И даже не потому, что глаз «замылился», возьмём за аксиому, что мамин/папин глаз всегда чуток! А потому что ребёнок может проявить себя в другой ситуации, компании, в другом месте.
 
В данном случае не верить посторонним взрослым, которые взаимодействуют с нашими детьми, не верно с тактической точки зрения. Все учителя и тренеры тут как разведчики, они докладывают обстановку в главный штаб, а уж генералы от воспитания (родители конкретного ребёнка) оценивают, фильтруют, разрабатывают план действий.
 
Да, мнение любого учителя может быть весьма субъективно, продиктованное его системой ценностей, воспитанием, образованием и пр. Но вот тут-то и уместно вспомнить «я знаю своего ребёнка!», т.е. направить всю свою чуткость и знание, чтобы отделить зерна от плевел. 
 
Не доверять словам учителей/тренеров/воспитателей, вернее, отгораживаться от этих слов, если они не лицеприятны, не удобны нам - значит думать, увы, о себе-родителе, но не о ребёнке. «Я ребёнка своего знаю и нечего мне тут рассказывать!» А ребёнок, тем временем, личность. Это отдельный человек, похожий на нас, копирующий наше поведение, впитывающий нашу систему координат, но… он сам по себе. Если родителю интересна эта другая личность, пусть и такая родная, кровинушка, то интересно будет знать, что видят другие взрослые, задействованные в воспитании ребёнка. Интересно и важно. Но в первую очередь интересно (так же, как читать книжки, смотреть кино, путешествовать и … каждому своё можно подставить). 
Если воспитание сводится к «я всё ему дал!», к одеть-накормить-в Турцию и аквапарк свозить, к внешней, очень общей стороне, то о какой же личности можно говорить? А именно она - личность - и выходит на первый план у взрослеющего ребёнка. Из переходного возраста выходят не просто юноши и девушки взамен мальчиков и девочек, а повзрослевшие наши дети. Пожалуй, в душе человека в этот период происходит больше изменений, чем в теле.
 
… Кстати, "переходный возраст» - это не только переход из детства в юность. Переходных возрастов много. И в 1 год, и в 3 и дальше. Но поначалу они не заметны или сводятся к освоению простых навыков общения. А вот в старшем дошкольном возрасте переходы уже заметнее и похожи отдалённо на тот самый «переходный возраст», потому что 5-летний ребёнок из младенчества начинает переходить в отрочество, в теле меняется много, но в душе - больше…
 
И самое интересное, что может быть на свете - это следить за этими душевными изменениями, приложить всё своё родительское Богом данное чутьё и чуткость к пониманию взрослеющего, растущего, меняющегося ребёнка, все свои силы и такт пустить на помощь и подкормку этого нежного растения, которое должно стать мощным дубом, нежной но крепкой берёзой, трепетной осиной, устремлённым вверх тополем… ну, каждому своё.
 
 
 
 
 
 Для оформления использованы картины Зинаиды Серебряковой "За завтраком", "На терассе".