Город Владимир на Торжество Православия

Каждый год, в первое воскресение Великого поста Православная Церковь торжествует! В этот день уже больше 1100 лет мы празднуем Торжество Православия. Этот праздник установлен в далёком 9 веке в память о победе над эпохой иконоборчества, о победе православного почитания икон. На аналоях в храмах в этот день лежат иконы Спасителя и Богородицы, как начало любого иконостаса.

Школа "Вифания" каждый год в этот день тоже старается вспомнить о чуде православной иконы. Мы стремимся поехать в музеи, где хранятся лучшие образцы древнерусской и византийской иконописи, чтобы прикоснуться к этому явлению в изобразительном искусстве.

Но икона - это не только специально склеенные доски, покрытые специальным грунтом (левкасом) с нанесенными специальными красками в особенной технике. Церковное искусство - это и настенная роспись (фреска и мозаика), и архитектура, и собственно иконопись, и прикладное искусство. И в эпоху гонений на иконы страдали и фрески, и мозаики, и любые изображения Христа и святых.

В этот раз мы решили посмотреть те немногие образцы настенной византийской и древнерусской живописи, которые сохранились на Руси, в нашем непростом климате.

Итак, мы поехали во Владимир.

Итак, мы поехали во Владимир.

Во Владимире сохранились прекрасные памятники древнерусского зодчества: Успенский собор, Димитриевский собор, храм Покрова на Нерли. Эти храмы ценны еще и тем, что являют собой образцы "типичной" или "настоящей" древнерусской архитектуры, такой, какая она представляется нам в воображении, такой, какой наши дети рисуют церкви. Их образы настолько понятны русскому глазу, настолько близки русскому сердцу, настолько адекватны русскому пейзажу!

В Успенском соборе сохранились фрески св. преп. Андрея Рублёва. А в Димитриевском соборе - фрески 12 века греческих мастеров. К сожалению, это жалкие крупицы того количества живописи, что было когда-то. Но будем радоваться и тому, что имеем.

Мы пытались поговорить о эпохе создания этих росписей, о тех течениях, которые были в живописи Византии того времени. Пытались внимательнее вглядеться в сохранившиеся росписи, чтобы уловить их художественные особенности и достоинста, попытаться проследить за мыслью художников, которые там работали, уловить их идеи. Вглядывались в лики, которые уже больше 800 лет (в Димитриевском соборе) и 600 лет (в Успенском соборе) смотрят со стен на нас, зрителей.

Пытались вникнуть в феномен творчества св. преп. Андрея Рублёва, который виртуозно владел кистью и краской, но при этом всегда в его произведениях есть нечто неуловимое, но поднимающее их над миром, над землей, над собственно живописью.

В лучах заходящего весеннего солнца мы дошли до церкви Покрова на Нерли по заповедному Боголюбскому лугу. Прикоснулись сердцем и взглядом и к этому удивительному явлению нашей истории, нашего искусства, нашего понимания и ощущения мира.

А еще мы были у мощей св. священноисповедника Афанасия Ковровского (Сахарова). Это человек, который, претерпев множество бед и лишений Христа ради, не растерял, а, напротив, сохранил и приумножил свою любовь к Божиему миру, к богослужению. То, что он, именно он, связан с Владимирской землёй, сохранившей для нас эти памятники искусства, и то, что мощи его покоятся рядом с владимирскими соборами - тоже чудо неслучайности. Владыка Афанасий с его пониманием  и видением мира был из тех же людей, что задолго до него строили и расписывали храмы на Владимирской земле.

Фотографии из поездки 

Марина Сиротина