Ещё раз о нашей школе

 

 

Нашей школе этой осенью исполняется 5 лет. "Наречение имени" произошло сильно позже, спустя 1.5 года. Можно сказать, что наша «Вифания» пребывает в младенческом возрасте, когда ещё всё впереди, когда ещё развиваться и развиваться, расти, хорошеть. Придёт и время серьёзного сбора урожая. Поэтапные же выводы делаются регулярно.

 На протяжении всех 5 лет то тут, то там возникают вопросы к устроению школы, недоумения, иногда и неприятие оного. Кто-то ушёл из школы, не поняв её и решив, что «им не по пути». Кто-то честно задавал вопросы, спорил, не соглашался… Но потом остался в школе и сейчас это самые активные её участники, первые помощники. Кто-то пережил в себе все сомнения, но тоже остался в школе активным её членом. Кто-то и вовсе от начала принял концепцию школы бесспорно. Это те, кто по Евангельской притче, трудится с первого часа. Но по той же притче мы помним и пришедших в 11-ом часу и получивших ту же награду…

 Новый учебный год ознаменовался для «Вифании» радостными и многозначительными событиями, а так же вновь возникшими вопросами к школе…

 Так как вопросы эти - уже неотъемлимая часть учебного процесса, отец Сергий - директор школы и "автор проекта" под названием «Вифания» - ответил на них, и ответ мы помещаем на сайте для общего внимания.

 

 

 

 Конечно, в полном смысле школой мы называться, наверное, не можем, но это не потому, что у нас низкий уровень, а потому что встречаемся мы раз в неделю. Да, всего лишь один раз в неделю. Сделать что-то серьёзное: выучить язык, реализовать учебную программу - невозможно! Где, в какой школе учат язык, математику, любой другой предмет раз в неделю и потом его знают в совершенстве?! 

Вот, например, славянский язык. Родители думают, что хотя бы дети будут знать его в совершенстве, раз есть такой предмет в школе. Мы все учили русский язык и знаем худо-бедно его грамматику. Но попробуйте прочитать, например, перевод философа Хайдегера (церковно-славянские тексты - в основном переводы с древне-греческого) и пересказать содержание. Прочитать-то прочитаем, а понять? Нужно много знаний и опыта для чтения такой литературы. А, кроме того, славянский язык имеет весьма сложную структуру. Надо помнить так же, что язык этот - не повседневный. Чтобы овладеть им, нужны годы. А чтобы понимать тексты (кстати, весьма и весьма серьёзные - молитвы, Св. Писание, литургические тексты, которые есть высочайшего уровня поэзия), хорошо понимать, вдумчиво - кроме языка, нужен ещё и опыт, которого у детей пока маловато.

 У меня такое ощущение сложилось, что родители иной раз хотят отдать ребёнка и "пусть его научат", но так не бывает, особенно с православным воспитанием и мировоззрением. Читайте дома молитвы, вместе их разбирайте, непонятное можно спросить на уроке. 

Ещё раз повторю - мы собираемся раз в неделю. Этого времени не хватает на полноценное обучение. За это время можно показать что-то, наметить контуры, но нарисовать полноценное полотно - невозможно. 

Кому-то мы напоминаем тусовку. Ну может и тусовка… Только слово грубое. Я бы сказал - собрание. Кстати, именно так переводится с греческого языка слово Церковь. Да, мы собираемся, общаемся, наши встречи - продолжения богослужения, которое совершалось в храме. Ребята должны знать, что Православие - это не уткнутые в пол бабульки и не экзольтированные дамы, перечитавшие православных книжек. Православие - это жизнь, мировоззрение многих людей, совершенно разных и по-своему интересных. Я лично не знаю как рассказывать детям о Православии, всё - на чистой интуиции. Систематический Закон Божий меня не убеждает. До революции все его изучали в школах, многие даже не один раз в неделю, а что получилось? Знаете, что второй соц. группой, сделавших революцию в России, были семинаристы, те кто готовился стать священниками и хорошо учили катехизис? 

 Православный мир весьма разнообразен. Хочется детям многое рассказать и показать, но что можно за один раз в неделю? Может поэтому и возникает ощущение бессистемности?..

 У нас на сайте, прямо на главной странице, висит наша концепция, там всё написано. Мы её не скрывали и не скрываем, а скорее наоборот - сразу определяем. Задача школы - показать красоту Церкви (как собрания людей), Божьего мира. Возможно, через это им будет проще выбрать в жизни путь добра и сложнее уклониться ко злу. Я думаю, что это максимум того, что можно сделать за один раз в неделю и школьные каникулы, учитывая, что мы не волшебники. Кроме того, дети учатся 5-6 дней в неделю и будет перебором в единственный выходной, да ещё после службы, спрашивать уроки, ставить двойки (а это нормальный учебный процесс, в том числе для изучения языков). Я на это не готов, просто не вижу смысла. 

 Покаюсь вам, дорогие родители. Меня очень пугает подход кого-то из вас: "Дайте, научите, сделайте, чтобы я-родитель получил готовое: православного ребёнка, который потом вырастет в благочестивого взрослого без вредных привычек».  Но мы же не в магазине! Мало кто подходит с предложением помочь. Нашей школе нужна реальная помощь. Нам нужны не равнодушные потребители образовательных услуг, нам нужны со-трудники, со-работники, со-вопросники, если угодно. Те, кто видит проблему или брешь в нашей системе, но не высказывает её с пренебрежением, а подходит с разумной критикой и предложением помощи и путей решения проблемы.

 Дорогие родители! Посмотрите внимательно наш сайт (это, кстати, тоже большая часть нашей общей работы, над которой трудятся те, кого вы, возможно и не знаете совсем), посмотрите отчёты о поездках, событиях школы, праздниках, пролистайте все фотографии, посмотрите видео-материалы… А потом, положа руку на сердце, скажите: что это всё? Сборище бездельников по интересам, убивающих своё время по субботним и воскресным дням? Или попытка собрать нас всех вместе, показать, рассказать, познакомить, прожить вместе какие-то мгновения? 

 Мы пытаемся совмещать уроки, которые традиционно преподаются в воскресных школах со спортом (футбол, зимой хоккей), устраиваем лагеря (зимний, уже традиционно, летний - сессионно), велопоходы, совершаем паломничества и осваиваем азы туризма. В прошлом учебном году и этим летом мы с ребятами старших классов проехали на микроавтобусе около 10000 км (из них 5000 по Северной Америке, и 5000 по русскому Северу). Пытаемся совмещать теорию и практику. Старшие ребята регулярно ходят в алтарь помогать за богослужением. Мне кажется, детям так проще. Ну были бы у нас одни кабинетные уроки! И что? Все бы от тоски померли!!!

 Поверьте, что иногда педагог нашей школы не является проводником каких-то особых знаний, блестящего педагогического опыта, а есть в нашей школе для того, чтобы ваши-наши дети просто видели их, имели возможность общаться, приобрели этот опыт. Кто знает, как это отзовётся в их жизни?… Я верю, надеюсь, прошу Бога, чтобы знакомства эти сыграли ещё свою добрую роль в их судьбе.

 

Всегда Ваши, готовые к любой конструктивной критике, сотрудничеству и тд. 

священник Сергий Сиротин, весь педагогический состав и неравнодушные доброжелатели.