Мрачное Средневековье.

 

Слушал разговор про фильм «Трудно быть богом». Фильм не смотрел (наверное, хороший), а разговор заинтересовал. Речь шла о мрачном Cредневековье – дескать, вы представляете, как там жили?! Людей казнили на площадях, мор, голод, грязь! Там же не было водопроводов, не было дезодоранта, а нечистоты выплескивали прямо на улицу, прямо в крепостной ров, представляете, как там воняло?!

 

Часослов герцога Беррийского, 15 в., Франция

 

И какая там царила жестокость! Кошмар!

 

Часослов герцога Беррийского, 15 в., Франция 

 

А публичные казни?

А пенициллин? (Точнее, отсутствие его).

 

 

 

Часослов герцога Беррийского


Там даже рук никто перед едой не мыл, чего уж говорить.

 

 

Часослов герцога Беррийского

 


В общем, жизнь в темном Средневековье была просто чудовищна, «не хотел бы я там оказаться!» Поэтому и фильм, говорят, получился именно такой, как надо - правдивый.

 

 

 

 

 Часослов герцога Беррийского

 


Фильм я не смотрел (наверное, хороший), но вот что подумал про Средневековье. То, что там сильно воняло - это мы почему-то очень хорошо себе представляем, хоть никаких запахов от того времени до нас не дошло. Боль, грязь – очень хорошо себе представляем (хоть никакой грязи никто не видел своими глазами). А что же дошло реально, что можно понюхать-пощупать? Храмы, витражи, росписи, гобелены, картины, прикладное искусство, шкатулки, коробочки, одежда, утварь… Книги, поэзия, философия, скульптура… Если взглянуть на то, что реально осталось, то в голове почему-то не ужас, а полный восторг. Не понимаю… Что-то же вдохновляло художников? Ведь не от ужаса, не зажимая от вони нос, они создавали эту потрясающую красоту?

 

 

 

 Часослов герцога Беррийского

 


Честертон пишет: «Средние века были порой общего, общинного мышления, которое во многом глубже и шире, чем нынешнее, индивидуалистическое мышление». Ага, вот! Там в фильме – то есть в книжке Стругацких – был герой, который наблюдал эту жизнь со стороны и своим индивидуальным мышлением (которое во многом мельче и уже) пытался постичь ее смысл. И, естественно, страдал, как «Посторонний» у А. Камю.

 

 

 

 Часослов герцога Беррийского

 

 

Тяжелый труд, грязь, боль, смерть - для индивидуалистического мышления это гораздо более выразительные и страшные вещи, индивидуально их гораздо труднее переносить («Видел бы кто, как я страдаю!»)

А смысл, постигаемый не индивидуально, но сообща - похоже, он более радостный.

 

 

Часослов герцога Берийского

 

Часослов герцога Беррийского

 

Солдат, озабоченный тем, чтобы выполнить приказ – может, он меньше страдает от грязи? 

Раненый, который вынужден продолжать бой – может, не так мучается, как при аналогичной болезни лежа на диване? 

И умирать не так страшно? («На миру и смерть красна»)

Может, когда живешь близко к Богу (Средневековье), то и не пахнет?

 

Часослов герцога Беррийского

 

 

Константин Сутягин.