Юрий Иванович Пименов (1903 – 1977).

НОВАЯ ЭПОХА
В «сталинскую эпоху» (1933-1953), в период классического соцреализма частный собиратель живописи практически исчез. Не стало Третьяковых, Мамонтовых, Щукиных, Морозовых — «частник» не мог владеть искусством, потому что отныне искусство принадлежит народу. Живопись должна висеть в музеях, в Домах культуры и других общественных местах. Художник стал служащим — таким же, как инженер, как педагог, как ученый. Для художников стали строить специальные мастерские, они ходили туда, как на работу, потом сдавали продукцию на Живописный комбинат, получали зарплату — и никаких проблем, свойственных художникам иных эпох. Андрей Владимирович Васнецов вспоминал, в какое уныние привела его одна из Всезоюзных послевоенных выставок: огромное число работ, написанных без малейшего намека на вдохновение. Картины стали писать просто-напросто «бригадным способом», входившим тогда в моду: живопись приравняли к производству, в котором есть руководитель проекта, автор идеи, рядовые исполнители… «Бригады», возглавляемые известными академиками, легко закрашивали любые площади, создавая квадратные километры живописи, лишенные малейшего намека на индивидуальность. Неужели это и есть тот мир, в который предстоит влиться им, молодым художникам?!!! – с тоской думал В. А. Васнецов.
Но вдруг произошло чудо, и наступила новая эпоха. Эпохи сменяют друг друга просто от того, что меняется ветер, и никто не может это предсказать заранее.

Оттепель
«Оттепель» была связана не только со смертью Сталина – его кончина, скорее, обозначила веху, смену поколений. В искусство пришли люди, не битые жизнью, не боявшиеся ареста, не боявшиеся остаться без работы, не привыкшие еще сдерживать себя, чтобы «выжить». Молодость легко готова терпеть лишения и страдать (страх приходит в другом возрасте). Кроме того, многие, как Андрей Васнецов, имели фронтовой опыт — они были победители. Молодые, сильные, неужели они тоже должны поступить в «бригаду» к какому-нибудь «заслуженному», чтобы потом всю жизнь писать под его руководством скучные картины?!
И старое время закончилось, эти новые люди принесли с собой новую эпоху, «оттепель» наступила сразу во всем мире. В Италии появился неореализм, сложившийся вокруг журнала «Cinema», который редактировал сын дуче Витторио Муссолини (новое поколение). Во Франции — новая волна в кинематографе. В США возникает яркая группа художников абстрактного экспрессионизма. Новые течения в в театре, в литературе, в музыке… В Англии начинают раскручиваться «Rolling Stones» и «Beatles». Элвис Пресли, Висконти, Росселлини, Годар, Трюффо, Поллок… Старое поколение уходило, и приходили новые люди, которые хотели новой жизни, новых смыслов, которые требовали рок-н-ролла.

Однако, живописцев, которые вошли с этой темой всерьез и надолго, оказалось не так много – молодые редко видят на себя со стороны. Как правило, не замечая своего полнокровного счастья, они будут вспоминать его потом, спустя годы. А сейчас — об этом гораздо лучше расскажут люди с опытом, узнающие в нынешней молодежи себя.

Юрий Иванович Пименов (1903 – 1977)
Визитной карточкой «оттепели» стал прекрасный художник Юрий Иванович Пименов, которому к той поре было уже сильно за 50. Вхутемасовец, как и Александр Дейнека, он был учеником Фаворского. Его ранние работы тоже наполнены героическим смертным пафосом, но как-то менее убедительно. Фаворский и Дейнека в предвоенную эпоху были на своем месте, это было их время, их мироощущение, а Пименов… Что-то другое было у него внутри.
Даже в ранних его работах есть какая-то интимность. Он не просто воспевает труд — Пименов любуется людьми («Работницы Уралмаша на заводе», 1934)